Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шевцовой Т.С, судей Воробьевой Н.В. и Шиловой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мысаковой Анны Евгеньевны к Департаменту землепользования г. Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и перераспределении земельного участка
по кассационной жалобе Мысаковой Анны Евгеньевны на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Воробьевой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мысакова А.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту землепользования г. Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, а также о перераспределении земельного участка, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", п. "адрес"А. 21 апреля 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении ей соседнего земельного участка с кадастровым номером N под огород и детскую площадку, в удовлетворении которого ей было отказано. Полагает отказ неправомерным в связи с тем, что в площадь уже предоставленного ей земельного участка вошел подъездной путь от проезжей дороги к ее дому (и который она не может использовать под строительство), а за счет квадратных метров, перераспределенных с земельного участка с кадастровым номером N возможно увеличить площадь ее участка для последующего использования его в указанных целях. Просит суд признать незаконным отказ Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска в перераспределении земельного участка, выраженный в письме от 8 мая 2020 года N 2331-0174/012, и перераспределить ей спорный земельный участок с кадастровым номером N
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 29 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Мысаковой А.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 декабря 2020 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить названные судебные постановления, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, дело направить на новое рассмотрение в соответствующий суд. Полагает, что судом не установлены все обстоятельства, имеющие значение по делу, и дана неправильная оценка исследованным доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, если:
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 9);
земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории (подпункт 13).
Для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Мысакова А.Е. с 9 июля 2016 года является собственником земельного участка площадью 1 000 кв.м с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", северо-восточнее "адрес".
21 апреля 2020 года Мысакова А.Е. обратилась в Департамент землепользования г. Южно-Сахалинска с заявлением о перераспределении соседнего земельного участка с кадастровым номером N, площадью 901, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", северо-восточнее "адрес".
8 мая 2020 года решением директора Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска в письме за N 2331-014/012 Мысаковой А.Е. отказано в перераспределении спорного земельного участка, поскольку в отношении территории, в границах которой находится спорный земельный участок, постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 17 апреля 2014 года N 668-па утвержден проект планировки и межевания территории северо-восточного района г. Южно-Сахалинска в границах планировочного района "Луговое", которым предусмотрено образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в границах, отличных от предлагаемых заявителем, а также Проектом предусмотрено образование из земель, расположенных восточнее земельного участка с кадастровым номером N самостоятельного земельного участка, в связи с чем при наличии утвержденного Проекта правовые основания для перераспределения земельных участков отсутствуют.
Разрешая настоящий спор и проверяя законность отказа Департамента землепользования в перераспределении земельных участков, суды первой и второй инстанций обоснованно руководствовались нормами статей 11.2, 11.7, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" испрашиваемый истцом земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3). Статьей 47 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3) составляет 400 кв.м.
Площадь испрашиваемого к перераспределению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, составляет 901, 4 кв.м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство.
Проектом планировки с проектом межевания северо-восточного района г. Южно-Сахалинска, утвержденным постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 17 апреля 2014 года N 668-па, предусмотрено образование земельного участка путем перераспределения принадлежащего Мысаковой А.Е. участка с кадастровым номером N с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, площадь участка по результатам процедуры перераспределения составит 1 097 кв.м.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решение об отказе в перераспределении земельных участков, принятое уполномоченным органом по заявлению Мысаковой А.Е, соответствует пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, отказав в удовлетворении исковых требований.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов у судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установление новых обстоятельств, что в соответствии с нормами статьи 379.7 и части 3 статьи 390 ГПК РФ в полномочия кассационного суда не входит и основанием к отмене или изменению вступивших в законную силу судебных актов не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мысаковой Анны Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.