Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Куликовой И.И. и Ковалева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести оборудование котельной газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее- ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) в лице представителя Урсовой В.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапову Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 сентября 2020 года на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести оборудование котельной N, расположенной на территории военного городка "адрес", газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 февраля 2021 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 сентября 2020 года отменено и принято новое решение, которым на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность произвести оборудование котельной N, расположенной на территории военного городка "адрес", газоочистным оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Ответчики, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, возражений относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления по следующим основаниям.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, проанализировав положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правила эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года N 498, суд апелляционной инстанции установил, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ эксплуатирует котельную N без установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ своих обязанностей, вытекающих из закона, в отношении соблюдения требований в области охраны окружающей среды и о наличии оснований для удовлетворения иска в части.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом апелляционной инстанции неверно освобождено от ответственности по возникшим обязательствам Министерство обороны Российской Федерации, несостоятельна, так как не соответствует положениям статей 22, 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пунктов 2, 6, 15, 16 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, предусматривающим возложение обязанности по установке оборудования для очистки дымовых газов на юридических лиц, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность на этих объектах, в данном случае ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ эксплуатирует котельную N, осуществляет хозяйственную деятельность на котельной N.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливают запрет на эксплуатацию без установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух котельных, относящихся к I категории негативного воздействия на окружающую среду, в то время как к данному виду котельная N не относится, ошибочны. Положения приведенной нормы права, определяющей требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, не определяет категорий объектов.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства основаниями для отмены законного и обоснованного судебного акта служить не могут.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 5 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице представителя Урсовой В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.