Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Вольной Е.Ю, при секретаре Бирюковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N3а-26/2021) по административному исковому заявлению администрации Жигаловского муниципального образования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании решения Комиссии незаконным, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Полодухиной О.Е. на решение Иркутского областного суда от 09 марта 2021 года, которым административное исковое заявление администрации Жигаловского муниципального образования удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю, пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - Полодухиной О.Е, поддержавшей доводы жалобы, представителя административного истца администрации Жигаловского муниципального образования - Каниной Е.И, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Жигаловского муниципального образования обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений требований) об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области (далее - Комиссия) от 01 октября 2020 года N18.18.
Требования мотивированы тем, что на территории Жигаловского муниципального образования находится земельный участок с кадастровым номером N, площадью 34 818 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей (производственная база), для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес". Указанный земельный участок предоставлен ОАО "Жигаловский Зверпромхоз" на основании договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Комиссии от 01 октября 2020 года N18.18 удовлетворено заявление ОАО "Жигаловский Зверпромхоз" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года в сумме 1 297 000 руб. Установленная решением Комиссии кадастровая стоимость земельного участка, значительно снизила уплачиваемый арендатором земельный налог в местный бюджет. Решение принято на основании отчета об оценке, выполненного оценщиком с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Полагает нелогичным и некорректным использование оценщиком для расчета корректировки на местоположение объектов-аналогов результатов государственной кадастровой оценки. Считает, что расчет рыночной стоимости спорного земельного участка, произведенный оценщиком Ждановым Н.В. в отчете об оценке N от 06 ноября 2020 года, является наиболее верным.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, в качестве заинтересованных лиц - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительство Иркутской области.
Решением Иркутского областного суда от 09 марта 2021 года административное исковое заявление администрации Жигаловского муниципального образования удовлетворено.
Не согласившись с решением суда представителем административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Полодухиной О.Е. подана апелляционная жалоба, в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца.
В обоснование доводов указывает, что действия Комиссии не содержат в себе нарушений законодательства, которые бы повлекли безусловную отмену оспариваемого решения, полагает уведомление административного истца о дате рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на официальный адрес электронной почты соответствующим действующему законодательству. Административным истцом не представлено доказательств того, каким образом нарушены права муниципального образования установлением кадастровой стоимости земельного участка, оспариваемым решением Комиссии. Доводам административного ответчика, подтверждающим законность и обоснованность принятого Комиссией решения, судом не дана правовая оценка.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца - администрацией Жигаловского муниципального образования представлен отзыв.
Принимавшие участие в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования систем видео-конференц-связи представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Полодухина О.Е. доводы жалобы поддержала, представитель администрации Жигаловского муниципального образования Канина Е.И. полагала, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении данного спора суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью первой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В силу части двадцать седьмой статьи 24.18 названного Федерального закона решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Порядок создания и деятельности комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области установлены положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии (часть двадцать пятая статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года N263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка на официальном сайте территориального органа уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещается следующая информация: дата, время и место проведения заседания; фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение; основания, по которым подано заявление; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии (далее - председательствующий на заседании). Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (пункты 10-12 Порядка).
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N3 от 10 февраля 2016 года земельный участок с кадастровым номером N предоставлен на праве аренды ОАО "Жигаловский зверпромхоз" сроком на 49 лет (том 1 л.д. 14-20).
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2012 года.
На основании Постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года N239-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 года N517-пп" в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 8 551 997, 16 руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости 14 сентября 2020 года ОАО "Жигаловский зверпромхоз" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области от 01 октября 2020 года N18.18 заявление ОАО "Жигаловский зверпромхоз" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2012 года равной рыночной стоимости в размере 1 297 000 рублей, на основании представленного отчета об оценке рыночной стоимости от 24 августа 2020 года N1-65(07)20, выполненного оценщиком ООО " "данные изъяты"" ФИО12 (том 1 л.д. 21-23).
Суд первой инстанции, разрешая административный иск и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что решение об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости принято уполномоченным на то органом - Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области, созданной на основании приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ NП/58 (с учетом изменений в персональный состав Комиссии, внесенных приказами от ДД.ММ.ГГГГ NП/157, от ДД.ММ.ГГГГ NП/43, от ДД.ММ.ГГГГ NП/39, от ДД.ММ.ГГГГ NП/201, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0052, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0154, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0329, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0564, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0187, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0311, от ДД.ММ.ГГГГ NП/0397). Оспариваемое решение Комиссии принято при наличии кворума в соответствии с требованиями пункта 10 Порядка. На официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" была размещена информация о дате, времени и месте его проведения, что соответствует требованиям, установленным пунктом 9 вышеуказанного Порядка.
Решение суда по данным основаниям не оспаривается.
При этом, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, проанализировав подлежащее в данном случае применению законодательство, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным поскольку процедура принятия решения Комиссией нарушена, администрация Жигаловского муниципального образования, как орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, в нарушение пункта 16 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N263, не извещена о поступлении, принятии и рассмотрении заявления ОАО "Жигаловский зверпромхоз" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 16 "Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N263 (абзац 3).
Абзацем 3 пункта 16 указанного Порядка предусмотрено, что секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N представитель ООО "Жигаловский Зверпромхоз" Эле В.С. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области 14 сентября 2020 года (том 2 л.д. 44).
Оценивая содержание уведомления от 18 сентября 2020 года N15-34669, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о ненадлежащем извещении муниципального образования Жигаловский район, поскольку материалы административного дела не содержат сведений, подтверждающих его направление и вручение адресату (том 2 л.д. 50).
Довод жалобы о том, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих неполучение указанного уведомления, признаются основанными на ошибочном понимании действующего процессуального закона, устанавливающего правила распределения бремени доказывания по административным делам данной категории.
Таким образом, в нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства муниципальное образование Жигаловский район не извещалось о поступлении в комиссию заявления ООО "Жигаловский Зверпромхоз" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и о дате (времени) его рассмотрения.
Отсутствие извещения муниципального образования Жигаловский район о рассмотрении заявления ООО "Жигаловский Зверпромхоз" не позволило им реализовать предоставленные права, что могло повлиять на решение комиссии по установлению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. В этой связи оспариваемое решение комиссии подлежит отмене, а рассмотрение вопроса об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - направлению на новое рассмотрение.
Доводы апеллянта относительно отсутствия в решении суда указания норм действующего законодательства, нарушенных Комиссией, противоречат содержанию решения.
Довод жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав администрации Жигаловского муниципального образования, установленной Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером N основан на неверном толковании норм права, аналогичен правовой позиции административного ответчика при рассмотрении спора по существу, был рассмотрен судом первой инстанции, получил оценку в решении, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции в процессе рассмотрения дела установлено нарушение процедуры принятия решения Комиссией, оснований для оценки представленного в Комиссию отчета N1-65(07)20, составленного ООО " "данные изъяты"", у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы в указанной части.
Решение Иркутского областного суда от 09 марта 2021 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Оснований для отмены решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иркутского областного суда от 09 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.