Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области Воякиной Татьяны Юрьевны (поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Тамбовского областного суда от 8 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Боева Е.Е. к администрации Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Боев Е.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определенной ООО "ЦОК "НОВАТОР" в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N, в размере "данные изъяты" рублей.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего Боеву Е.Е. нежилого помещения с кадастровым N по состоянию на дату оценки в размере "данные изъяты" значительно превышает рыночную стоимость данного объекта недвижимости на ту же дату, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Тамбовского областного суда от 8 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года, кадастровая стоимость нежилого помещения площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес", установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере "данные изъяты" рублей (с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ). Названным решением с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области в пользу ФБУ Тамбовская ЛСЭ Минюста России взысканы судебные расходы по проведению судебной экспертизы в размере "данные изъяты" руб.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика - директор филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области Воякина Т.Ю. ставит вопрос об отмене решения Тамбовского областного суда от 8 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года в части взыскания судебных расходов, с принятием по административному делу нового судебного акта о взыскании судебных расходов с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.
В обоснование кассационной жалобы ею приведены доводы о том, что по делу судами нижестоящих инстанций неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Боев Е.Е. является собственником нежилого помещения с кадастровым N, кадастровая стоимость которого утверждена актом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, административный истец представил в суд первой инстанции отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленный оценщиком ООО "ЦОК "НОВАТОР", согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым N по состоянию на дату оценки составляет "данные изъяты" рублей.
В целях проверки представленного в материалы административного дела отчета об оценке на соответствие его законодательству об оценочной деятельности суд первой инстанции на основании определения Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ назначил судебную оценочную экспертизу, поручив ее производство эксперту федерального бюджетного учреждения Тамбовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации Шишкову А.В.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленный оценщиком ООО "ЦОК "НОВАТОР", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив заключение эксперта судебной оценочной экспертизы с позиции статьи 84 КАС РФ в совокупности с установленными обстоятельствами и иными исследованными доказательствами по административному делу, пришел к выводу, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости может быть установлена по состоянию на дату оценки в размере его рыночной стоимости в соответствии с выводами эксперта по результатам проведения судебной оценочной экспертизы.
В указанной части судебные акты судов нижестоящих инстанций не обжалуются.
Согласно пункту 2 приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в указанных случаях осуществляется уполномоченными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, или в случае принятия решения таким органом о наделении полномочиями по определению кадастровой стоимости в соответствии с частью третьей статьи. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 1Э5-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - уполномоченными лицами подведомственного такому органу бюджетного учреждения в течение 10 рабочих дней с момента возникновения основания определения кадастровой стоимости.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30 декабря 2016 года N П/533 "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" утвержден устав филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной. регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 2.2.6 названного Устава определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик является одним из основных видов деятельности филиала.
Таким образом, в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости, изменения качественных и (или) количественных, характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности осуществляется ФГБУ"ФКП Росреестра".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым N рассчитана филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области с применением удельных показателей, утвержденных приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с чем, судами нижестоящих инстанций правильно установлено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом, на основании акта которого в отношении спорного объекта недвижимости утверждены результаты определения его кадастровой стоимости.
При этом суд первой инстанции, установив существенную разницу между кадастровой стоимостью объекта недвижимости, определенной ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, с его рыночной стоимостью, установленной судом в качестве кадастровой, применительно к обстоятельствам данного дела правомерно взыскал понесенные в рамках настоящего дела судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере "данные изъяты" рубля с административного ответчика - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области.
При таких обстоятельствах, указанные выводы судов являются верными, основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам неправильного применения ими норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Кассационная жалоба не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения вопроса о распределении понесенных административным истцом судебных расходов, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в этой части, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского областного суда от 8 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика - директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области Воякиной Татьяны Юрьевны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 26 мая 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.