Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Трушникова Е.М. (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 25 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Трушникова Е.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области и Гусь-Хрустальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трушников Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам о признании отказа Гусь-Хрустального отдела Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации перехода права собственности на гаражный бокс N общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", незаконным и обязании в установленный законом срок осуществить государственную регистрацию перехода права собственности.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Трушниковым Е.М. и ФИО9 заключен договор купли-продажи кирпичного гаража N, расположенного в "данные изъяты" по адресу: "адрес". В этот же день между участниками указанной сделки произведен расчет по договору, а также административному истцу переданы гараж и все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер, переход права собственности на гараж не зарегистрирован. Трушников Е.М. пользовался гаражом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, платил членские взносы в кооператив, оплачивал электроэнергию, осуществлял ремонт крыши, убирал территорию около гаража в зимний и осенний периоды, за эти годы никто из наследников не заявил свои права на гараж. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Гусь-Хрустальный отдел Управления Росреестра по Владимирской области с заявлением о регистрации права собственности на гараж и предоставил необходимые документы на регистрацию. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на объект с кадастровым N, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин приостановления по решению Гусь-Хрустального отдела Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ввиду непредставления заявителем заявления о переходе права собственности от ФИО10
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 25 февраля 2021 года, заявленные административные исковые требования Трушникова Е.М. оставлены без удовлетворения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Трушников Е.М. ставит вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Владимира от 8 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 25 февраля 2021 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что судами нижестоящих инстанций были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июня 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы (далее также - регистрирующий орган).
К компетенции регистрирующего органа, при осуществлении им государственного кадастрового учета, и государственной регистрации прав относится, в том числе, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4, части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной, регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно частям 3-5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на, недвижимое имущество или ограничения такого, права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и, обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим же Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1, 5 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация, прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или), государственной регистрации прав
Осуществление государственного - кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено данной статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления, государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из положений статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в случае не устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления-государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 вышеупомянутой статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения названного Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации - прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с указанным Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляется заявителю (часть 6 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным, правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее.
Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела и подтверждается его материалами, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на объект недвижимости с кадастровым N - нежилое помещение, гаражный бокс N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес", на основании справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной председателем гаражно-строительного кооператива N
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, (продавец) и Трушниковым Е.М. (покупатель) в простой письменной форме заключен договор купли-продажи гаража. Согласно пунктам 4, 5 данного договора цена предмета договора составляет "данные изъяты" рублей, покупатель обязуется в течение пяти дней после подписания договора уплатить продавцу указанную сумму.
В акте приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что расчет по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ произведен полностью.
Согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию представлено заявление Трушникова Е.М. N о регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым N - нежилое помещение, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес" с комплектом документов. Заявление о государственной регистрации перехода права собственности от собственника объекта недвижимости с кадастровым N ФИО14 не представлено. Какие-либо документы, подтверждающие факт смерти продавца в Управление Росреестра по Владимирской области административным истцом, также не предоставлялись.
Уведомлением Гусь-Хрустального отдела Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ Трушникову Е.М. сообщено, что регистрация перехода права собственности в отношении гаража приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ. Заявителю разъяснено, что для осуществления государственной регистрации его права собственности на спорный объект недвижимости необходимо предоставить заявление ФИО15 на регистрацию перехода права собственности на заявленный к регистрации объект либо решение суда о государственной регистрации перехода права по договору купли-продажи, Данное решение оспорено Трушниковым Е.М. не было.
Уведомлением Гусь-Хрустального отдела Управления Росреестра по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ Трушникову Е.М. сообщено об отказе в государственной регистрации правд собственности на указанный гараж по документам, представленным с заявлением N, на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих государственной регистрации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска о признании незаконным указанного выше решения регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
При этом суд исходил из того, что заявление ФИО16 на регистрацию перехода права собственности на заявленный к регистрации объект либо решение суда о государственной регистрации перехода права по договору купли-продажи в регистрирующий орган не представлены. На момент принятия оспариваемого решения, а также в период приостановления государственной регистрации Управление Росреестра по Владимирской области не располагало информацией о смерти продавца, административный истец об этом административному ответчику не сообщил, документы, подтверждающие данное обстоятельство, не представил. Следовательно, оспариваемое решение принималось исключительно на основании документов, представленных, непосредственно самим Трушниковым Е.М, и сведений, имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости, о правообладателе соответствующего объекта недвижимого имущества. Учитывая, что при обращении в Управление Росреестра по Владимирской области административным истцом не представлены необходимые документы, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии у государственного регистратора прав предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации и последующего отказа в такой регистрации.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда, посчитав, что необходимой совокупности условий, указанных в части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Трушникова Е.М.
При этом судами также учетно, что в представленном в регистрирующий орган договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ неверно указаны данные о дате рождения собственника отчуждаемого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения регистрирующего органа незаконным.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, со ссылкой на разъяснения, изложенные в абзацах 3, 4 пункта 62 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", нельзя признать состоятельными, так как по делу судами установлено, что с учетом содержания представленного административным истцом правоустанавливающего документа, отсутствие заявления продавца являлось не единственным препятствием для регистрации перехода права собственности на вышеуказанный объект недвижимости к административному истцу.
В целом доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, судами им дана надлежащая правовая оценка. Оснований не согласиться с этой оценкой судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Владимира от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трушникова Е.М. - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 9 июня 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.