Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Потапченко И.Н, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 24 марта 2021 г, которым отказано в удовлетворении требований капитана Булгакова Руслана Викторовича о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное г. Краснодар) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - отделение жилищного управления) Министерства обороны Российской Федерации", связанных с отказом в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Кротко Н.В, полагавшего необходимым решение суда отменить, представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" - Соколова Я.О, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила
Булгаков Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение отделения жилищного управления от 16 декабря 2020 г. N 09-15/5649 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, его супруги - Н.П, отменить данное решение и обязать ответчика повторно рассмотреть указанный вопрос.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении указанных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на Инструкцию о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, утверждает, что решение об отказе в принятии его супруги на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, является неправомерным, поскольку супруга произвела действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы ее супругом. Поэтому ее действия не содержат признаков намеренного ухудшения жилищных условий.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. При этом учитываются положения ст. 53 ЖК РФ.
В соответствии с абзацами 13 и 14 п. 1 ст. 15 данного Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 1 ст. 51 упомянутого Кодекса одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является отсутствие у него или членов его семьи жилых помещений в собственности.
Как следует из положений ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения ЖК РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно пункту 5 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства - по избранному месту жительства.
Частями 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, решением начальника отделения жилищного управления от 24 мая 2019 г. Булгаков Р.В. с 24 марта 2019 г. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, путем получения жилищной субсидии.
20 июня 2020 г. административный истец заключил брак с гражданкой Н.П, 6 августа 2020 г. Булгаков Р.В. обратился в отделение жилищного управления с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях его супруги - Н.П, Решением начальника отделения жилищного управления от 28 сентября 2020 г. N 09-62/10 в удовлетворении указанного заявлении административному истцу отказано, поскольку согласно выписки из Единого реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 9 сентября 2020 г. Н.П, с 6 июня 2016 г. по 4 июня 2020 г. принадлежало жилое помещение по адресу: "адрес" площадью 17, 2 кв.м.
26 ноября 2020 г. административный истец повторно обратился в отделение жилищного управления с указанным заявлением, однако 16 декабря 2020 г. начальником отделения жилищного управления ему отказано со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса.
Поскольку Н.П, 4 июня 2020 г. продала принадлежащее ей жилое помещение, тем самым добровольно отказалась от права собственности на данное жилое помещение, суд пришел к верному выводу о правомерности отказа Булгакову Р.В. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях его супруги.
При этом суд первой инстанции при разрешении спорного правоотношения, правильно оценил положения пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, которым установлено, что не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий: вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке - родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица произвели действия по прекращению права именно пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак.
Ввиду того, что Н.П, продажей принадлежащего ей жилого помещения прекратила как право пользования им, так и право собственности на него, довод апелляционной жалобы об отсутствии в ее действиях признаков намеренного ухудшения жилищных условий является несостоятельным.
Таким образом, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 24 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Булгакова Руслана Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июня 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.