Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей Гришина С.В. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 18 марта 2021 г, которым майору запаса Ткаченко Александру Владимировичу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Республике Крым (далее - Пограничное управление), связанных с порядком подсчета выслуги лет в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя начальника Пограничного управления - Пашина А.А, возражавшего против доводов поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
при увольнении Ткаченко А.В. с военной службы и исключении из списков личного состава Пограничным управлением был произведен подсчет выслуги лет его военной службы, общая продолжительность которой по состоянию на 31 декабря 2019 г. в календарном исчислении составила 21 год 5 месяцев, в льготном - 9 лет 2 месяца 20 дней, всего - 30 лет 7 месяцев 20 дней.
При проверке в 2020 году правильности указанного выше расчета должностными лицами Пограничного управления на основании положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) период прохождения военной службы Ткаченко А.В. с 5 августа 2004 г. по 11 августа 2006 г. в Пограничном управлении ФСБ России по Республике Алтай в льготном исчислении был откорректирован из расчета один месяц за полтора месяца (ранее такой подсчет был произведен из расчета один месяц за два месяца).
Исходя из этого, общая продолжительность военной службы Ткаченко А.В. по состоянию на 31 декабря 2019 г. составила 29 лет 7 месяцев 18 дней.
Ткаченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив этот расчет, просил обязать начальника Пограничного управления произвести ему перерасчет выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц за два месяца за период с августа 2004 года по август 2006 года прохождения им военной службы на пограничной заставе " "данные изъяты"", расположенной на территории "адрес", то есть в отдаленной местности, которая, по его мнению, находится на высоте свыше 2500 метров над уровнем моря.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции Ткаченко А.В. указывает, что период прохождения военной службы на пограничной заставе " "данные изъяты"" с августа 2004 года по август 2006 года Пограничным управлением ФСБ России по Республике Алтай ему зачтен в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за два месяца. При увольнении с военной службы правильность данного исчисления была подтверждена должностными лицами Пограничного управления. Однако после увольнения в запас выслуга лет за вышеуказанный период военной службы необоснованно снижена из расчета один месяц военной службы за полтора месяца, что, в свою очередь, повлекло выплату ему пенсии в меньшем размере.
Податель жалобы обращает внимание на то, что при рассмотрении административного дела гарнизонным военным судом неправомерно отказано в удовлетворении его ходатайства об истребовании приказа ФПС России N 0105 или выписки из него, а также в вызове в судебное заседание для допроса посредством видеоконференц-связи свидетеля, проходившего в упомянутый период военную службу на пограничной заставе " "данные изъяты"", которому выслуга лет в льготном исчислении была засчитана из расчета один месяц военной службы за два месяца. Между тем судом в решении отражена информация, не имеющая значение для дела, в частности, касающаяся основания увольнения его с военной службы.
По мнению административного истца, перечисленные обстоятельства указывают на необъективность принятого решения. Поэтому он просит суд апелляционной инстанции оказать содействие в истребовании из Пограничного управления, архива и финансово-экономического отдела УФСБ России по Ставропольскому краю доказательств, касающихся периодов прохождения его военной службы и свидетельствующих об обоснованности первоначального зачета выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за два месяца.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика - Пашин А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Подпунктом "а" п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из органов безопасности Российской Федерации, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Приказом ФСБ России от 14 февраля 2017 г. N 8 утверждена Инструкция об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, пунктом 15 которой определен порядок действий кадровых подразделений при оформлении документов для назначения пенсии.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Льготные условия для исчисления выслуги лет для назначения пенсий на основании упомянутого выше Закона предусмотрены в пункте 3 названного постановления Правительства Российской Федерации.
Приложениями N 1 и 2.1 к этому постановлению Правительства Российской Федерации определено, что "адрес" - в "адрес" с 1 января 1988 г. относится к отдаленной местности и местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц военной службы за полтора месяца.
Как видно из материалов дела и подтверждается поступившей в суд апелляционной инстанции архивной справкой ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" от 29 декабря 2020 г. N 21/59/А/9521, Ткаченко А.В. с 5 августа 2004 г. по 11 августа 2006 г. проходил военную службу на пограничной заставе " "данные изъяты"", расположенной на территории "адрес"
Согласно сообщению Пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай от 16 марта 2021 г. N 31/683/8-1271 утратившим законную силу приказом ФПС России N 0105 было предусмотрено, что военнослужащим подразделений, участок которых по направлениям движений нарядов находящихся на высоте 2500 метров над уровнем моря и выше выслуга лет засчитывалась на льготных условиях в размере один месяц военной службы за два месяца.
Из сведений Алтайского межрегионального управления геодезии и картографии от 24 июля 2007 г. N 174, представленных начальнику Пограничного управления ФСБ России по Республике Алтай, усматривается, что отделение (пограничная застава) " "данные изъяты"" расположена на высоте 2240 метров над уровнем моря.
В соответствии со справкой Службы в г. Керчи Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым от 16 марта 2021 г. N 21/312/50/8/593 период с 5 августа 2004 г. по 11 августа 2006 г. административному истцу засчитан в льготном исчислении на основании абзаца 10 подп. "г" п. 3 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Между тем упомянутое постановление не предусматривает периодическое исполнение обязанностей военной службы в высокогорных местностях на высоте 2500 метров и выше над уровнем моря как основание для зачета в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях в размере один месяц военной службы за два месяца.
Поскольку местом службы административного истца являлась пограничная застава " "данные изъяты"", а не все участки местности, на которых он временно находился, исполняя обязанности военной службы, судом первой инстанции верно признаны несостоятельными его доводы о том, что проходя военную службу на указанной пограничной заставе он неоднократно принимал участие в выполнении задач на прилегающих к данной заставе территориях, расположенных на различных высотах, в том числе свыше 2500 метров над уровнем моря.
При этом каких-либо данных, подтверждающих продолжительность периодов прохождения военной службы в местностях, расположенных на высотах свыше 2500 метров над уровнем моря, которые могли быть зачтены в выслугу лет Ткаченко А.В. из расчета один месяц службы за два месяца, в суды как первой, так и апелляционной инстанций им представлено не было.
Поскольку гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны должностных лиц Пограничного управления нарушений, связанных с порядком подсчета выслуги лет административного истца в льготном исчислении, отказ в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью является правомерным.
Что касается отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства административного истца об истребовании приказа ФПС России N 0105 и вызова в судебное заседание свидетеля, проходившего военную службу на пограничной заставе " "данные изъяты"", то он является верным ввиду наличия в материалах дела достаточного объема доказательств, необходимых для правильного разрешения заявленных требований.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 18 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Ткаченко Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.