Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б, судей Сергеева С.С, Камышниковой Н.М, при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г. Волгограда к Ступченко К.В. о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу, пени
по апелляционной жалобе Ступченко К.В.
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 1 апреля 2021 года, которым постановлено:
требования ИФНС по Центральному району г. Волгограда к Ступченко К.В. о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу, пени - удовлетворить в части.
Взыскать в бюджет со Ступченко К.В, 15.03.1968 года рождения, уроженца г. Волгограда, проживающего по "адрес", недоимку по транспортному налогу: за 2017 год в размере 2 354 руб, за 2018 год в размере 2 354 руб, пени в размере 158 руб. 20 коп.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Взыскать со Ступченко К.В. государственную пошлину в доход бюджета городского округа - город-герой Волгоград в размере 400 руб. 00 коп.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Волгограда (далее - ИФНС России по Центральному району г.Волгограда, Инспекция) обратилась в суд с иском, указывая, что Ступченко К.В. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога. Административному ответчику было направлено налоговое уведомление с расчетом налога, подлежащего уплате с установленным сроком для уплаты налога, а затем требование об уплате задолженности по налогу и пени. Однако задолженность административный ответчик не погасил.
Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать со Ступченко К.В. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 2354 руб, за 2016 год в размере 2354 руб, за 2017 год в размере 2354 руб, за 2018 год в размере 2354 руб, пени в размере 158 руб. 20 коп.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, ссылаясь на неверное применение налоговым органом налоговой ставки в отношении принадлежащего ему автомобиля УАЗ 3962.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Центральному району просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав административного ответчика Ступченко К.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникших правоотношений (далее - НК РФ), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в статье 23 НК РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 397 НК РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании пункта 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как следует из материалов дела, по данным органов ГИБДД за Ступченко К.В. в период 2015-2018 годов были зарегистрированы транспортные средства: Лада 217130 Приора (рег.знак "... " и УАЗ 3962 (рег.знак N "... ").
Обращаясь в суд с данным иском, административный истец сослался на то, что Ступченко К.В. как собственнику транспортных средств был начислен транспортный налог за автомобиль Лада 217130 Приора (рег.знак N "... ") за 2015-2018 годы в размере 882 руб. за каждый налоговый период. За автомобиль УАЗ 3962 (рег.знак "... ") начислен налог за 2015-2018 годы в размере 1 472 руб. за каждый налоговый период, и ему были направлены налоговые уведомления N "... " от 28 июля 2016 года, N "... " от 6 сентября 2017 года, N "... " от 12 июля 2018 года, N "... " от 10 июля 2019 года с предложением об уплате налогов в установленный в них срок.
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, на основании статьи 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу за период с 2декабря 2016 года по 31 января 2017 года в размере 47 руб. 86 коп, за период с 2 декабря 2017 года по 6 февраля 2018 года в размере 41 руб. 37 коп, за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 34 руб. 41 коп, за период с 3 декабря 2019 года по 10 февраля 2020 года в размере 34 руб. 56 коп, и направлены требования об уплате налогов и пени N "... " от 1 февраля 2017 года со сроком уплаты до 7 марта 2017 года, N "... " от 7 февраля 2018 года со сроком уплаты до 28 марта 2018 года N "... " от 30 января 2019 года со сроком уплаты до 26 марта 2019 года N3819 от 11 февраля 2020 года со сроком уплаты до 7 апреля 2020 года.
Определением мирового судьи судебного участка N 116 Волгоградской области от 17 августа 2020 года судебный приказ от 24 июля 2020 года о взыскании со Ступченко К.В. недоимки по транспортному налогу и пени отменен.
Однако задолженность налогоплательщик не оплатил.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании транспортного налога за 2015-2016 налоговый период удовлетворению не подлежит, исходил из того, срок для их предъявления пропущен.
Судебная коллегия такой вывод суда считает правильным.
Учитывая, что общая сумма задолженности налогоплательщика за указанный период превысила 3000 рублей после выставления требования N "... ", в котором срок уплаты задолженности был установлен до 28 марта 2018 года, то с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2016 налоговый период налоговый орган должен был обратиться не позднее 28 сентября 2018 года. Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился 24 июля 2020 года, то есть с нарушением срока.
В материалы административного дела административным истцом не представлено каких-либо доказательств и не имеется ссылки на обстоятельства, объективно исключающие возможность обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный законом срок.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, поэтому судебная коллегия соглашается с решением суда в указанной части.
Разрешая требования налогового органа о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 и 2018 год и начисленной на нее пени, суд первой инстанции, установив соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд и установив, что административным ответчиком обязанность по уплате налогов в полном объеме не исполнена, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Доводы административного ответчика о необоснованном применении налоговым органом налоговой ставки, установленной для грузовых автомобилей в отношении автомобиля УАЗ 3962 суд отверг, исходил из того, что согласно представленной карточки учета транспортного средства автомобиль УАЗ 3962, гос.номер "... ", является грузовым фургоном, поэтому пришел к выводу о том, сумма транспортного налога, исчисленная налоговым органом является правильной и обоснованной.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции считает ошибочным, исходя из следующего.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 года N 750-ОД "О транспортном налоге" с января 2003 года на территории Волгоградской области введен транспортный налог.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу статьи 361 НК РФ и статьи 1 Закона Волгоградской области налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
Однако ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Волгоградской области не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 1 апреля 1998 года N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Указанная позиция соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18 сентября 2007 года N "... "
Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.
Пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 года (далее - Положение) установлено:
- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;
- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;
- в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3, 5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из анализа данных положений следует, что категория "В", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.
Следовательно, транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль, "7" - фургоны, "9" - специальные.
На основании изучения принятой в качестве нового доказательства копии паспорта транспортного средства, выданного 4 июня 2004 года в отношении автомобиля УАЗ3962, с идентификационным номером "... ", судебной коллегией установлено, что в паспорте спорного транспортного средства указана категория транспортного средства "В", что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.
В строке 3 паспорта транспортного средства указан тип транспортного средства - фургон грузопассажирский.
Таким образом, из ПТС указанного автомобиля невозможно сделать вывод о том, к какой категории он относится.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает недостаточно обоснованным доначисление налоговым органом транспортного налога по автомобилю УАЗ 3962, гос.номер "... ", в размере 1472 руб. исходя из категории "грузовой автомобиль", поскольку паспортом транспортного средства данное обстоятельство достоверно не подтверждается. Следовательно, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ налогообложение в отношении спорного транспортного средства следует осуществлять по ставке, применяемой в отношении легковых автомобилей.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области "О транспортном налоге" налоговая ставка для легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил составляет 9 руб.
Таким образом, Ступченко К.В. обязан уплатить транспортный налог за 2017 и 2018 год за автомобиль УАЗ 3962 в размере 828 руб. за каждый год (9 руб. (налоговая ставка) х92 л.с. (мощность двигателя).
Материалами дела подтверждено и административным ответчиком не оспаривалось, что он добровольно возложенную на него обязанность не исполнил, транспортный налог за 2017 и 2018 год за автомобили Лада 217130 и УАЗ 3962 не уплатил.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 1710 руб. (за автомобиль Лада 217130-882 руб, за автомобиль УАЗ 3962 - 828 руб.), за 2018 год - 1710 руб, пени в связи с несвоевременной уплатой налога за указанные периоды в размере 55 руб. 03 коп.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению в части размера взысканных сумм.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Волгограда от 1 апреля 2021 года изменить, уменьшив размер подлежащей взысканию со Ступченко К.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год с 2354 руб. до 1710 руб, за 2018 год с 2354 руб. до 1710 руб, размер подлежащий взысканию пени с 158 руб. 20 коп. до 55 руб. 03 коп.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 апреля 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.