Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Сальниковой В.Ю, Аносовой Е.А.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 мая 2021 года апелляционную жалобу Ивченко Н. Н.ча на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-1129/2020 по иску Ивченко Н. Н.ча к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу о признании состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с "дата", обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Ивченко Н.Н, его представителя - Кабарчук И.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ивченко Н.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, Управление), указав, что в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МСЧ России от "дата" N.., он совместно с членами своей семьи, был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С целью уточнения сроков предоставления жилого помещения истец обратился к ответчику за разъяснениями. Ответом от "дата" на указанное обращение ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу сообщило истцу, что в учетных данных Управления сведений о том, что Ивченко Н.Н. и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имеется.
В связи с чем, просит признать Ивченко Н.Н. и членов его семьи состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с "дата" согласно протокола от "дата" N... ; обязать ответчика предоставить жилое помещение согласно действующим нормам предоставления жилых помещений работникам органов МЧС.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15.09.2020 г. в удовлетворении исковых требований Ивченко Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Ивченко Н.Н. полагает ошибочными выводы суда о наличии в протоколе заседания жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МСЧ России от "дата" N... о постановке истца с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения технической ошибки, в связи с чем суд посчитал, что данным протоколом принято решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося не в жилом, а в служебном жилом помещении. Указывает, что служебным жильем был обеспечен с "дата", в связи с чем у него не имелось необходимости подавать повторный рапорт о предоставлении служебного жилья. Тогда как Комиссией "дата" был пересмотрен его рапорт от "дата" именно о предоставлении жилого помещения. Также указывает, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего спора применению не подлежат, поскольку истец являлся сотрудником МЧС России, полагает, что в данном случае следует руководствоваться положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ. В связи с чем просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик решение суда полагает законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Ивченко Н.Н, его представитель Кабарчук И.А, действующий на основании ордера, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика - Ермаченкова О.В. - к участию в судебном заседании суда апелляционной инстанции допущена не была, поскольку не предоставила копию диплома о высшем юридическом образовании.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения явившихся лиц, приходит к следующему.
Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ)), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "дата" Ивченко Н.Н. обратился к начальнику Северо-Западного центра МЧС России с рапортом о постановке его на учет в очередь по предоставлению жилья (л.д. 64).
"дата" Ивченко Н.Н. подан повторный рапорт о постановке на учет в очередь по улучшению жилищных условий (л.д. 65).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России от "дата" в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Ивченко Н.Н. отказано в связи с проживанием в "адрес" менее 10 лет (л.д.66-67)
"дата" Ивченко Н.Н. обратился с рапортом к председателю жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России, в котором просил пересмотреть ранее поданный им рапорт от "дата" в соответствии с законодательством, действующим на момент подачи первоначального рапорта (л.д. 68).
Согласно заключению юридического отдела Северо-Западного регионального центра МЧС России от "дата" основания для пересмотра рапорта Ивченко Н.Н. от "дата" отсутствуют, поскольку как на момент подачи первоначального рапорта, так и на момент подачи повторного рапорта от "дата" у Ивченко Н.Н. отсутствовали основания для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (л.д. 69-72).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России от "дата" N.., основания для пересмотра рапорта Ивченко Н.Н. от "дата" по вопросу его постановки на учет с составом семьи 2 человека (сам, жена) отсутствуют. В удовлетворении рапорта отказано (л.д. 73-76).
"дата" Ивченко Н.Н. вновь обратился с рапортом к председателю жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России, о пересмотре ранее поданного им рапорта от "дата" в соответствии с законодательством, действующим на момент его подачи (л.д.77).
Из представленной выписки из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России от "дата" N... следует, что жилищной комиссией рассмотрен повторно поданный рапорт Ивченко Н.Н. от "дата" N... о пересмотре ранее поданного им рапорта от "дата" по вопросу его постановки на учет с составом семьи 3 человека (сам, жена и дочь). При этом в выписке из протокола указано, что заседанием жилищной комиссии от "дата" N... принято решение об отсутствии оснований для пересмотра рапорта Ивченко Н.Н. от "дата" в связи с отсутствием 10 лет проживания в "адрес" (л.д. 78).
Вместе с тем, данная выписка из протокола содержит решение жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Ивченко Н.Н. с составом семьи из 3 человек.
Из протокола заседания комиссии Северо-Западного ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от "дата" N... следует, что Комиссией было рассмотрено заявление Ивченко Н.Н. от "дата" о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, в удовлетворении которого было отказано (л.д.79-80).
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от "дата" N.., Ивченко Н.Н. предоставлена квартира по договору найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека (сам, жена, дочь) (л.д. 82-83).
С предложенной по договору служебного найма квартирой Ивченко Н.Н. согласился, что подтверждается его рапортом от "дата" (л.д. 81).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России от "дата" N.., Ивченко Н.Н. был снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с обеспеченностью служебным жилым помещением по месту прохождения службы (л.д. 84-85).
"дата" истец обратился в ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу с заявлением о разъяснении ориентировочных сроков и порядка получения им жилого помещения (л.д. 17).
Письмом от "дата" N... ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу сообщило истцу, что в соответствии с учетными данными Ивченко Н.Н. и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Управлении. При упразднении Северо-Западного регионального центра МЧС России сведения о постановке Ивченко Н.Н. на указанный учет также отсутствовали, учетное дело в Управление не передавалось (л.д. 18-19).
Письмом от "дата" N... ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу повторно сообщило Ивченко Н.Н, что в период прохождения службы в органах МЧС России, он нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признавался, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в органах МЧС России не состоял.
Указано также, что в период прохождения службы истец был принят на учет нуждающихся в служебном жилом помещении и обеспечен таким помещением по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека. Решением жилищной комиссии Северо-Западного регионального центра МЧС России семья истца была снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Кроме того, указано, что решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от "дата" N.., Ивченко Н.Н. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.22-23).
При разрешении спора суд первой инстанции, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что как на момент подачи первоначального рапорта - "дата", так и на момент принятия решения, отраженного в спорном протоколе от "дата" N.., у истца отсутствовало право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с проживанием в "адрес" менее 10 лет. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами ответчика о наличии в протоколе от "дата" N... технической ошибки. В связи с чем отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
На момент первичного обращения Ивченко Н.Н. с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении- "дата" вопросы предоставления жилых помещений гражданам регулировались Жилищным кодексом РСФСР (далее - ЖК РСФСР).
В соответствии со ст.30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
Согласно п.2 Примерных правил, на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.14 Примерных правил, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Во исполнение Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N 355 решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 г. N 712/6 утверждены "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде" (далее - Правила N 712/6).
Согласно п.6 Правил N 712/6 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, ведется по месту их жительства исполнительными комитетами районных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади.
Согласно п.7 Правил N 712/6 предприятия, организации и учреждения, имеющие жилищный фонд, ведущие жилищное строительство или принимающие долевое участие в жилищном строительстве, осуществляют учет работников, работающих на этих предприятиях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, установленным настоящими Правилами, а также отдельными решениями Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов.
Согласно п.16 Правил N 712/6 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в "адрес" с постоянной пропиской.
Вышеприведенные нормы закона действовали на период подачи Ивченко Н.Н. первоначального рапорта - "дата" Вместе с тем, решение по указанному рапорту было принято лишь "дата", после подачи истцом повторного рапорта "дата".
Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2005 г. Жилищный кодекс РСФСР утратил силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
Согласно ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Положениями ст.49 ЖК РФ (как в ранее действующих редакциях, так и в действующей редакции от 30.12.2020 г.) предусмотрены категории лиц, подлежащих признанию в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Правила N 712/6 также прекратили свое действие в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", а также иных нормативно-правовых актов.
Согласно п.2 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 (как в ранее действующих редакциях, так и в действующей редакции от 04.03.2021 г.) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в "адрес" в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст.4 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам решением исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
Согласно абз.17 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N 407-65 (в действующей редакции от 04.03.2021 г.) граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.
Ивченко Н.Н. проживает в "адрес" с "дата", что истцом не оспаривается. Таким образом, на дату подачи первоначального рапорта от "дата", а также на дату его фактического рассмотрения - "дата" и на дату принятия спорного протокола от "дата" истец проживал в "адрес" менее 10 лет, следовательно, не имелось оснований для принятия его на учет для получения жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии технической ошибки в протоколе жилищной комиссии от "дата" N.., поскольку выводы об отсутствии оснований для постановки Ивченко Н.Н. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях содержаться в выписке из протокола заседания жилищной комиссии от "дата" (л.д. 66-67), заключении юридического отдела Северо-Западного регионального центра МЧС России от "дата" (л.д.69-72), выписке из протокола заседания жилищной от "дата" N... (л.д. 73-76), в спорном протоколе заседания жилищной комиссии от "дата" N... (л.д. 78), в протоколе заседания комиссии от "дата" N... (л.д. 79-80). То есть, как до принятия спорного протокола от "дата" N.., так и после, жилищной комиссией принимались решения об отказе в удовлетворении заявлений Ивченко Н.Н. о постановке на учет по предоставлению жилого помещения. При этом указанные решения истцом в установленном законом порядке не обжаловались.
Вместе с тем, истцу в "дата". была предоставлена квартира по договору найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на состав семьи 3 человека (сам, жена, дочь), поскольку истец состоял на учете для получения служебного жилья и впоследствии был снят с такого учета в связи с обеспеченностью служебным жилым помещением по месту прохождения службы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец был обеспечен служебным жилым помещением с "дата", в связи с чем у него не было оснований для обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления служебного жилья, судебной коллегией отклоняются, поскольку материалами дела указанный факт не подтверждается. Тогда как из имеющихся доказательств следует, что служебное жилье было предоставлено истцу лишь в "дата" При этом истец не отрицает того, что состоял на учете по предоставлению служебного жилого помещения.
С "дата" вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из ч.1 ст.1 данного закона.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что положения Жилищного кодекса РСФСР, Жилищного кодекса РФ не подлежат применению, поскольку он являлся сотрудником МЧС России, в связи с чем суду первой инстанции при принятии решения о постановке его на учет с "дата" следовало исходить из положений Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанный Федеральный закон вступил в законную силу с 01.01.2013 г. и до указанной даты, то есть как на момент подачи Ивченко Н.Н. первоначального рапорта о предоставлении жилого помещения от "дата", так и на момент составления спорного протокола от "дата" не мог быть применен.
В настоящее время, в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ Ивченко Н.Н. состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с "дата", что подтверждается письмом ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от "дата" N... (л.д. 18-19).
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивченко Н. Н.ча - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.