Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре В.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 мая 2021 года административное дело N2а-876/2021 по апелляционной жалобе Л.А.В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Л.А.В. к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга о признании незаконным и отмене решения о сносе зеленного насаждения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Л.А.В, представителя административного истца Л.А.В. - Ю.А.М, действующей на основании доверенности от 15 февраля 2021 года сроком на один год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.А.В. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, в котором просил:
- признать незаконным с момента принятия и подлежащим отмене решения о сносе зеленого насаждения по адресу: "адрес", выразившееся в оформлении порубочного билета N... от 15 сентября 2020 года;
- признать незаконным и недействительным порубочный билет N... от 15 сентября 2020 года (л.д.1-8).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проживает по адресу: "адрес"; 10 ноября 2020 года узнал о том, что представители МКУ "Служба по благоустройству" ВМО МО Васильевский собираются снести тополь (зеленое насаждение общего пользования) в сквере его дома по 16-ой линии В.О. на основании порубочного билета N... от 15 сентября 2020 года, выданного Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга. Сотрудником Санкт-Петербургского лесотехнического университета им. К.С.М. кандидата биологических наук Л.Л.Л. проводился осмотр деревьев, по результатам которого установлено, что деревья имеют удовлетворительное состояние, являются жизнеспособными, не утратили декоративность, не усыхают, опасность самопроизвольного падения этих деревьев не установлена, опасных болезней и вредителей нет. По мнению административного истца, порубочный билет нарушает его право на благоприятную окружающую среду.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Л.А.В. отказано (л.д.111-119).
В апелляционной жалобе Л.А.В. просит решение отменить и удовлетворить административный иск. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что суд первой инстанции ссылается на факты, которые не были установлены в судебном разбирательстве; судом сделан необоснованный и незаконный вывод о несостоятельности представленного административным истцом заключения N... -э от 10 июня 2019 года (л.д.129-133).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного ответчика Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга и представитель заинтересованного лица Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Васильевский, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный ответчик Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга - по электронной почте, заинтересованное лицо Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга Муниципальный округ Васильевский - по электронной почте и заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик и заинтересованное лицо об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены и изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
28 августа 2020 года Муниципальное казенное учреждение "Служба по благоустройству" внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский обратилось в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче порубочного билета на производство земляных работ в зоне зеленых насаждений или на проведение санитарных рубок. Название объекта: ЗНОП местного значения N... ; местонахождение: "адрес".; вид работ: снос (л.д. 66).
К данному заявлению были приложены:
-протокол обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 01 сентября 2020 года (л.д. 67-68);
-фотофиксация зеленых насаждений (л.д. 71, 72);
-адресная программа по проведению санитарных рубок, удалению аварийных деревьев, больных деревьев и кустарников в отношении зелёных насаждений общего пользования местного значения на 2021 год (л.д. 83);
-адресная программа организации работ по компенсационному озеленению территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский на 2021 год (л.д. 69).
Обращение за порубочным билетом было вызвано заявлением гражданина Изя Ш. на Интернет-портал "Наш Петербург" 20 июня 2020 года (N...) о наличии у детской площадки во дворе "адрес" высоких тополей, которые могут упасть (л.д.76-81).
В соответствии с протоколом обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 01 сентября 2020 года по результатам обследования зеленых насаждений по адресу: "адрес" было выявлено неудовлетворительное состояние тополя (стволовая гниль, пустоты в стволовой части), ранее данное дерево N... подвергалось омоложению, подлежит сносу (л.д. 67-68).
15 сентября 2020 года Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Василевский выдан порубочный билет N.., в соответствии с которым при наличии протокола обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 01 сентября 2020 года дано разрешение произвести снос деревьев (в количестве 1 штуки) с одновременным вывозом порубочных остатков и корчевкой пней (л.д. 11).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что права административного истца на благоприятную окружающую среду не нарушаются, поскольку в рамках производственных работ по вырубке дерева будет произведено компенсационное озеленение, нарушений при выдаче порубочного билета не допущено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" повреждение или уничтожение зеленых насаждений является правомерным в случае проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных, больных деревьев и кустарников) и реконструкции территорий зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 статьи 9 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" санитарная рубка (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников) производится по результатам обследования зеленых насаждений, проводимого исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере озеленения и благоустройства. Аварийные и больные деревья, отведенные в рубку, маркируются. Протоколы обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке, являются общедоступными.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743 утвержден Порядок рубки и(или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге (далее Порядок), который в соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 23 июня 2010 года N396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" определяет порядок рубки и(или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения следующих видов зеленых насаждений в Санкт-Петербурге: зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования, расположенных на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, а также на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, или на земельных участках, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 июня 2008 года N 743 Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным выдавать порубочные билеты.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что рубка и(или) пересадка, а также любое другое правомерное уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производятся на основании специального разрешения - порубочного билета.
В соответствии с Технологическим регламентом производства работ по содержанию территорий зеленых насаждений и ремонту расположенных на них объектов зеленых насаждений, утвержденным распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 12 августа 2019 года N 179-р, вырубка обязательна по отношению к деревьям по показаниям их состояния, поврежденности, отклонениям в развитии, положении и строении ствола и кроны, опасности для окружающих насаждений, населения, строений и сооружений и невозможности выполнять экологические и эстетические функции. Вырубке подлежат деревья: неудовлетворительного состояния, утратившие жизнеспособность, декоративность и другие полезные свойства и относящиеся к категориям усыхающих, сухостоя текущего года (усохших в текущем году), сухостоя прошлых лет; представляющие опасность самопроизвольного падения, в том числе и под воздействием атмосферных явлений (далее - аварийные деревья, деревья-угрозы); деревья, пораженные опасными болезнями и вредителями.
В силу пункта 2 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 года N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства" (в редакции на дату спорных правоотношений), основными задачам Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга являются, в том числе, организация благоустройства и озеленения территорий общего пользования в Санкт-Петербурге; разработка в установленном порядке концепции развития садово-паркового хозяйства, осуществление мероприятий по охране и защите зеленого фонда Санкт-Петербурга, реализация программ по развитию и содержанию объектов зеленых насаждений.
В целях реализации возложенных задач Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга предоставлены полномочия осуществлять взаимодействие по вопросам своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами; осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для выполнения стоящих перед Комитетом задач (п. 3.18, 3.83 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 г. N 836 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства").
Согласно пункту 3.46 указанного Положения к полномочиям Комитета отнесены выдача порубочных билетов, определение требований к производству работ по рубке и(или) пересадке, а также любому другому правомерному уничтожению зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, обеспечение проверки соответствия работ по рубке и(или) пересадке, а также любому другому правомерному уничтожению зеленых насаждений условиям выданных порубочных билетов.
Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 22 января 2014 года N5-р утвержден Порядок проведения обследования зеленых насаждений, по результатам которого производится санитарные рубки (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников).
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка по результатам проведения визуального обследования зеленых насаждений принимается одно из следующих решений: решение о необходимости проведения санитарной рубки; решение о необходимости проведения санитарной рубки с возможностью замены санитарной рубки на санитарно-оздоровительные мероприятия в случаях, предусмотренных пунктом 7.2 Порядка; решение об отсутствии необходимости проведения санитарной рубки зеленых насаждений, в отношении которых проводилось обследование.
Решение о необходимости проведения санитарной рубки согласно пункту 7.1 Порядка проведения обследования зеленых насаждений принимается в отношении следующих зеленых насаждений: зеленые насаждения неудовлетворительного состояния и относящиеся к категориям 4 - усыхающих, 5 - сухостоя текущего года (усохших в текущем году), 6 - сухостоя прошлых лет в соответствии с Таблицей 1;зеленые насаждения с отклонениями в развитии, положении, строении ствола и кроны, состояние которых признано неудовлетворительным в соответствии с Таблицей 2; зеленые насаждения любых категорий состояния, пораженные опасными болезнями или поврежденные (заселенные) вредителями в сильной степени, несовместимой с длительным сохранением их жизнеспособности, а также представляющие опасность как источник распространения возбудителей болезней или расселения вредителей, в соответствии с критериями, указанными в Таблицах 3 и 4; зеленые насаждения, обладающие признаками аварийности, в соответствии с Таблицей 5.
В пункте 2.9 Административного регламента Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга по выдаче порубочных билетов при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного разрешения на строительство, а также строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых получение разрешения на строительство не требуется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 25 января 2018 года N6-р, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
-отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Административного регламента;
-недостоверные данные в предоставленном дендроплане и приложенной перечетной ведомости;
-в случае если уничтожение и(или) повреждение зеленых насаждений при осуществлении работ приведет к сокращению площади территорий зеленых насаждений общего пользования, если показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений в пределах соответствующего района Санкт-Петербурга будет ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений или если предполагаемое уничтожение и(или) повреждение зеленых насаждений приведет к снижению показателя обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений до уровня ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений;
-получение сведений в результате межведомственного электронного взаимодействия об отсутствии в распоряжении государственных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, документов, указанных в пункте 2.7 настоящего Административного регламента.
Согласно пункту 2.6 названного Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются:
-обращение заявителя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту;
-доверенность на подачу и получение документов в Комитете или иной документ, подтверждающий полномочия представителя согласно пункту 1.2 настоящего Административного регламента (в случае обращения представителя заявителя);
-2 экземпляра проектной документации на бумажном носителе, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", градостроительным планом земельного участка (при проектировании объекта капитального строительства), выданных технических условий (при проектировании инженерных сетей). В случае обращения заявителя в электронной форме проектная документация предоставляется в виде скан-образов посредством ЕССК, при этом юридические лица прикрепляют документ электронной подписи (расширение файла:. sig) либо подписывают документ усиленной квалифицированной подписью;
-дендроплан с приложением перечетной ведомости (по форме согласно приложению N 7 к настоящему Административному регламенту), позволяющий идентифицировать местоположение каждого зеленого насаждения на местности.
Из протокола обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке от 01 сентября 2020 года, удостоверенного представителем Управления садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга специалистом отдела координации работ в зоне зеленых насаждений, представителем Акционерного общества " "... "", следует, что на основании письменного обращения, визуального осмотра, заключения ПК Возрождения от 15 августа 2019 года, произведено обследование зеленых насаждений по адресу: "адрес", вид зеленых насаждений: ЗНОП местного значения N... ("адрес" по результатам которого установлено одно дерево (тополь), ранее омоложенное подлежащее сносу. Результаты протокола осмотра административным истцом в установленном порядке не оспорены (л.д. 67-68).
Порубочный билет был выдан Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга с соблюдением требований вышеприведенных нормативных правовых актов.
Основания для отказа в выдаче порубочного билет, установленные в пункте 2.9 Административного регламента, у Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда оснований для оценки представленного административным истцом экспертного заключения N... от 10 июня 2019 года, проведенного ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени К.С.М.", являются ошибочными, поскольку в соответствии со статьёй 84 (части 1, 2, 3) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы процессуального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.