Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Есениной Т.В, Чуфитсова И.В, при секретаре
Акуловой Е.А, рассмотрела в судебном заседании 08 июня 2021 года административное дело N2а-158/2021 по апелляционной жалобе Соловьевой Натальи Николаевны на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 января 2021 года, по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Санкт-Петербургу к Соловьевой Наталье Николаевне о взыскании недоимки по страховым взносам, налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения административного ответчика - Соловьевой Н.Н, возражения представителя административного истца - Алмазова В.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по Санкт-Петербургу (далее - Межрайонная ИФНС России N2 по Санкт-Петербургу) обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Соловьевой Н.Н, в котором просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, пени в размере 137, 15 рублей за 2018 год, ссылаясь на то, что административный ответчик является адвокатом, в установленный законом срок, а также в срок, указанный в требовании об уплате налога, страховые взносы не оплатил.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 21 января 2021 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с Соловьевой Н.Н. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, пени в размере 137, 15 рублей за 2018 год, а также в бюджет Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 1 000 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Соловьева Н.Н. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, указывая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Соловьева Н.Н. указывает, что с административным иском налоговая инспекция обратилась по истечении 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; обстоятельства послужившие основанием для восстановления пропущенного срока на подачу административного заявления в суд, Соловьева Н.Н. считает не являющимися исключительными.
Административный ответчик - Соловьева Н.Н, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца, Межрайонная ИФНС N2 по Санкт-Петербургу - Алмазов В.В, действующий по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что Соловьева Н.Н. с 17 января 2017 года является адвокатом, в связи с чем, плательщиком страховых взносов в соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, Соловьева Н.Н. не исполнила обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год в установленный срок, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу посредством личного кабинета налогоплательщика было направлено требование N 24249 от 30 января 2019 года об оплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей, пени в размере 30, 17 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, пени в размере 137, 15 рублей в срок до 19 марта 2019 года (л.д. 14-15, 16).
В связи с неисполнением налоговых требований, Межрайонная ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка N 177 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка N 177 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года по делу N 2а-290/2019-177 судебный приказ от 10 июня 2019 года о взыскании с Соловьевой Н.Н. задолженности по страховым взносам за 2018 год был отменен по заявлению должника (л.д. 6, 40-41).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС России N2 по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств исполнения налоговых обязательств в материалы дела стороной административного ответчика не представлено, при этом, суд первой инстанции ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска, удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, по следующим основаниям.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают за 2018 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Соловьева Н.Н. не исполнила обязанности по уплате страховых взносов за 2018 год в установленный срок, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу посредством личного кабинета налогоплательщика было направлено требование N 24249 от 30 января 2019 года об оплате задолженности по страховым взносам в срок до 19 марта 2019 года.
В связи с неисполнением налоговых требований, Межрайонная ИФНС России N 2 по Санкт-Петербургу обратилась к мировому судье судебного участка N 177 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка N 177 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года по делу N 2а-290/2019-177 судебный приказ от 10 июня 2019 года о взыскании с Соловьевой Н.Н. задолженности по страховым взносам за 2018 год был отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 6).
Таким образом, шестимесячный срок на подачу административного искового заявления истекал 11 марта 2020 года.
Административное исковое заявление поступило в адрес Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга 16 апреля 2020 года, что следует из входящего штампа суда, куда было направлено почтовым отправлением 13 апреля 2020 года, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте (л.д. 23), то есть по истечении шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что определение мирового судьи судебного участка N177 Санкт-Петербурга от 11 сентября 2019 года получено административным истцом 01 ноября 2019 года (л.д. 47), в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии уважительных причин пропуска административным истцом срока подачи административного искового заявления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О и от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока, уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.
Судом первой инстанции установлено, что срок административным истцом был пропущен по уважительным причинам, так как налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, соответственно уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы страховых взносов и пени.
С учетом изложенного, у судебной коллегии оснований полагать ошибочным вывод суда первой инстанции о восстановлении налоговому органу срока для обращения в суд, не имеется.
Кроме того, необходимо отметить, что налоговый орган в рассматриваемом случае действовал, в целом, разумно и добросовестно, срок пропущен незначительно и по уважительной причине.
Расчет страховых взносов за 2018 года, и пени, начисленные на указанную задолженность, административным ответчиком не оспорен, проверен апелляционной инстанцией, арифметических ошибок не содержит.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, оценка доказательств по делу была произведена судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Несогласие с оценкой принятых судом доказательств не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 21 января 2021 года по административному делу N2а-158/2021, оставить без изменений, апелляционную жалобу Соловьевой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.