Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Поповой Е.И, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2524/2020 по апелляционной жалобе Г.А.В. на решение Кировского районного суда г. Санкт- Петербурга от 24 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Г.А.В. к призывной комиссии внутригородского муниципального образования Дачное Кировского района г. Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" об оспаривании решения призывной комиссии.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката К.Д.В, представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" Аристарховой И.В, заинтересованного лица врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Г.С.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Г.А.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии внутригородского МО Дачное Кировского района г. Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга", в котором просил признать незаконным и отменить решение от 04 декабря 2019 года (протокол N 13) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и присвоении категории годности к военной службе "Г" (временно не годен к военной службе).
Решением Кировского районного суда г. Санкт- Петербурга от 24 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Г.А.В. в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что истцом представлены в материалы дела медицинские документы, свидетельствующие о наличии заболевания: "Консолидированные переломы диафизов костей предплечья в условиях металлоостеосинтеза", отсрочка на 12 месяцев, предоставленная призывной комиссией, законом не предусмотрена. При отказе от операции по удалению металлоконструкции, освидетельствование проводится по статье 81 Расписания болезней, а не по статье 85 Расписания болезней.
В суд апелляционной инстанции административный истец Г.А.В. не явился, извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю адвокату К.Д.В, который в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Административный ответчик призывная комиссия внутригородского МО Дачное Кировского района г. Санкт-Петербурга в суд апелляционной инстанции не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявил.
Административный ответчик ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" в лице представителя Аристарховой И.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Заинтересованное лицо врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Г.С.П. в суд апелляционной инстанции явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Г.А.В, "дата" года рождения, состоит на учете в Военном комиссариате г.Санкт-Петербурга по Кировскому и Адмиралтейскому районам с "дата" (л.д. 42-оборот).
Как следует из личного дела призывника, в период осеннего призыва 2019 года от Г.А.В, при прохождении медицинского освидетельствования, поступили жалобы на боли в области правого предплечья после физических нагрузок. В связи с данными жалобами Г.А.В. было выдано направление 30 октября 2019 года в поликлинику по месту жительства с указанием диагноза: состояние после металлоостеосинтеза (л.д. 43-оборот).
Согласно заключению о состоянии здоровья гражданина СПб ГБУЗ поликлиника N 88 п/о 45 следует, что Г.А.В. находился на амбулаторном обследовании в период с 11 ноября 2019 года по 27 ноября 2019 года. В результате обследования ему был поставлен диагноз: консолидированный перелом обеих костей правого предплечья. Состояние после металлоостеосинтеза от 25 июля 2017 года (л.д. 44).
С учетом данного обследования и других медицинских документов, врачом-специалистом призывной комиссии было дано заключение на основании статьи 85 Расписания болезней, итоговая категория годности к военной службе "Г" - временно не годен к военной службе сроком 12 месяцев. Необходимо лечение, наблюдение, дообследование и определены диагнозы: консолидированный перелом обеих костей правого предплечья. Состояние после металлоостеосинтеза от 25 июля 2017 года. Не удалённые металлоконструкции (л.д. 43).
Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в период осеннего призыва 2019 года, по результатам медицинского освидетельствования Г.А.В. была выставлена на основании статей 85 Расписания болезней итоговая категория годности к военной службе "Г" - временно не годен к военной службе сроком 12 месяцев. Необходимо лечение, наблюдение, дообследование и определены диагнозы: консолидированный перелом обеих костей правого предплечья. Состояние после металлоостеосинтеза от 25 июля 2017 года. Не удалённые металлоконструкции (л.д. 43).
Решением призывной комиссии внутригородского МО Дачное Кировского района г. Санкт-Петербурга от 04 декабря 2019 года Г.А.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на 12 месяцев.
Г.А.В. оспаривая решение призывной комиссии внутригородского МО Дачное Кировского района г. Санкт-Петербурга от 04 декабря 2019 года о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на 12 месяцев, считал, что имеются основания для определения категории годности "В", согласно статье 81 Расписания болезней, учитывая не удаленные металлические конструкции (после остеосинтеза диафизарных переломов длинных костей, ключицы, надколенника), а также отказ от их удаления. В подтверждение наличия данного основания истец ссылался на заявление от 28 марта 2019 года (л.д. 63) об отказе от удаления металлической конструкции, которое было подано на имя Военного комиссара Адмиралтейского и Кировского районов Санкт-Петербурга.
Отказывая, в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что основанием для определения Г.А.В. категории годности к военной службе - "Г" по статье 85 Расписания болезней послужила необходимость дообследования и лечения Г.А.В, с учетом поступивших жалоб административного истца при прохождении медицинского освидетельствования в декабре 2019 года, на боли в области правого предплечья после физических нагрузок. Заявление от 28 марта 2019 года об отказе от удаления металлической конструкции, не подтверждает факт действительного отказа от снятия металлической конструкции, поскольку оно предоставлено лицу, не уполномоченному на производство данного рода действий по удалению металлической конструкции. При этом, доказательств фактической подачи аналогичного заявления и его принятие СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N45", в материалы дела не предоставлено. Из заключения врача СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 45" не усматривается, что Г.А.В. отказался от снятия металоконструкции. Таким образом, основания для определения категории годности "В" по статье 81 Расписания болезней, по мнению суда, отсутствовали. При этом суд указал, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятия решения о призыве.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; направлении на альтернативную гражданскую службу; предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; освобождении от призыва на военную службу; зачислении в запас; освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
При этом согласно пункту 4 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения).
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
При этом заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев (пункт 18 Положения N 565).
Организация медицинского освидетельствования в данном случае возлагается на призывную комиссию, которая по его результатам принимает, в частности, решение о призыве или об освобождении от призыва на военную службу. Данное решение может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию субъекта РФ в течение трех месяцев со дня его принятия или в суд. При этом контроль за проведением медицинского освидетельствования призывников возлагается на военно-врачебную комиссию (п. п. 1, 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ; п. 13 Положения N 663; пп. "в" п. 3 Положения N 565).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Пунктом 20 Положения установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Согласно пункту 1 и пункту 5 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принятие решение о призыве на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Кроме, того, на основании пункта 1 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утв. приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663") граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе медицинские документы о состоянии здоровья.
Г.А.В. явился в призывную комиссию, где в ходе проведения медицинского освидетельствования, высказывал жалобы на боли в области правого предплечья после физических нагрузок, учитывая, что из медицинских документов, находящихся в личном деле призывника имелись сведения о перенесенной в 2017 году операции по установке металлоконструкции с учетом установленного диагноза: консолидированный перелом обеих костей правого предплечья. Состояние после металлоостеосинтеза от 25 июля 2017 года.
Судебная коллегия соглашается с доводами суда первой инстанции, что озвученные жалобы со стороны Г.А.В, которые были зафиксированы врачами - специалистами призывной комиссии во время призывной компании в октябре-декабре 2019 года, являлись основанием для принятия решения об итоговой категории годности к военной службе Г.А.В. в соответствии статьей 85 Расписания болезней - категория годности к военной службе "Г" - временно не годен к военной службе сроком 12 месяцев.
Граждане, признанные временно не годными к военной службе (категория "Г"), от призыва на военную службу не освобождаются, им лишь предоставляется призывной комиссией отсрочка от призыва до 12 месяцев для обследования (лечения). В отношении граждан, признанных временно негодными к военной службе, врачом-специалистом дается заключение о временной негодности к военной службе с указанием, на какой именно период времени этот гражданин подлежит обследованию (лечению). При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное медицинское освидетельствование.
Согласно статье 85 Расписания болезней следует, что:
Статья расписания болезней
Наименование болезней, степень нарушения функции
Категория годности к военной службе
I графа
II графа
III графа
85
Временные функциональные расстройства костно-мышечной системы, соединительной ткани, кожи и подкожной клетчатки после лечения болезней, ранений, травм, отравлений и других воздействий внешних факторов
Г
Г
Г
Освидетельствуемые по графе I расписания болезней, перенесшие острые воспалительные заболевания суставов, признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев после окончания лечения. При отсутствии признаков воспаления в течение 6 месяцев после перенесенных острых форм воспалительных заболеваний суставов они признаются годными к военной службе.
Заключение о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни выносится в случаях, когда после завершения лечения в стационарных условиях сохраняются умеренные, преходящие болевые ощущения в суставах после физической нагрузки при отсутствии клинических и лабораторных признаков воспаления и для восстановления способности исполнять обязанности военной службы требуется 30 суток и более.
Заключение о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни при временных ограничениях движений после операций на костях и суставах, пластики или тендолиза сухожилий (кроме пальцев кисти и стопы), при неокрепших костных мозолях после переломов костей выносится в случаях, когда для восстановления способности исполнять обязанности военной службы требуется 30 суток и более. При стойких неудовлетворительных результатах лечения последствий переломов длинных костей заключение о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни не выносится, а выносится заключение о категории годности к военной службе по пунктам "а", "б" или "в" статьи 81 расписания болезней.
При переломах мелких костей кисти, стопы, а также лодыжек в отношении освидетельствуемых по графе II расписания болезней заключение о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни не выносится. В этих случаях после окончания лечения выносится заключение о необходимости предоставления освобождения с указанием необходимых лечебных мероприятий. В военное время эти военнослужащие направляются в батальон (команду) выздоравливающих.
В отношении освидетельствуемых по графе I расписания болезней для проведения операции по удалению штифта (пластины), оставшегося в длинной кости после сращения перелома, выносится заключение о временной негодности к военной службе на 6 месяцев. При отказе от операции освидетельствование проводится по статье 81 расписания болезней.
После переломов поперечных, остистых отростков позвонков, удаления штифта, пластины или других конструкций в отношении военнослужащих выносится заключение о необходимости предоставления освобождения.
При неосложненных закрытых переломах мелких костей, не требующих лечения в стационарных условиях, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, разрешается освидетельствовать амбулаторно с вынесением заключения о необходимости предоставления им отпуска по болезни или освобождения.
При неосложненных закрытых переломах длинных или других костей, требующих только иммобилизации гипсовой повязкой, освидетельствуемые по графе III расписания болезней могут быть выписаны из медицинской организации для лечения в амбулаторных условиях до снятия гипсовой повязки с вынесением заключения о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни или освобождения.
Курсантов военно-учебных заведений для продолжения лечения целесообразно помещать в медицинские и военно-медицинские подразделения военно-учебных заведений (военно-медицинские организации), а военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в медицинские и военно-медицинские подразделения воинских частей (организаций, учреждений) при наличии там необходимых условий для пребывания этих пациентов с обязательным осмотром их врачом-хирургом (врачом-травматологом-ортопедом) военно-медицинской организации не реже 1 раза в месяц. Освидетельствование этих лиц для определения необходимости предоставления отпуска по болезни проводится после завершения лечения в медицинском и военно-медицинском подразделении воинской части (организации, учреждения). При необходимости военнослужащие могут быть госпитализированы повторно.
Основанием для вынесения заключения о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни при последствиях травм челюстей и мягких тканей лица являются замедленная консолидация переломов, наличие плотных рубцов или переломы, потребовавшие сложных методов хирургического или ортопедического лечения, а также переломы, сопровождающиеся травматическим остеомиелитом.
При оценке амплитуды движений в суставах следует руководствоваться таблицей 4.
При остаточных явлениях после острых экзогенных воздействий и интоксикаций освидетельствуемые по графе I расписания болезней признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. В дальнейшем категория годности их к военной службе определяется по статье 84 расписания болезней в зависимости от степени восстановления функций органов и систем.
Согласно статье 81 Расписания болезней следует, что:
Статья расписания болезней
Наименование болезней, степень нарушения функции
Категория годности к военной службе
I графа
II графа
III графа
81
Последствия переломов позвоночника, костей туловища, верхних и нижних конечностей (переломов костей таза, лопатки, ключицы, грудины, ребер, плечевой, лучевой и локтевой костей, шейки бедра и бедренной кости, большеберцовой и малоберцовой костей, надколенника и других костей):
а) со значительным нарушением функций
Д
Д
Д
б) с умеренным нарушением функций
В
В
Б (В - ИНД)
в) с незначительным нарушением функций
В
В
Б
г) при наличии объективных данных без нарушения функции
Б-3
Б
А
К пункту "а" относятся:
последствия проникающих нестабильных переломов тел двух и более позвонков с клиновидной деформацией II - III степени независимо от результатов лечения, за исключением последствий указанных переломов у офицеров, не достигших предельного возраста пребывания на военной службе, назначаемых на воинские должности в военные комиссариаты (проходящих военную службу в военных комиссариатах), которые в случае положительного исхода лечения без выраженной деформации и с умеренным или незначительным нарушением функций позвоночника освидетельствуются по пункту "б";
последствия переломов, в том числе травматическая спондилопатия (болезнь Кюммеля), вывихов и переломовывихов тел позвонков после хирургического лечения с применением спондило- и корпородеза (категория годности к военной службе освидетельствуемых по графе III расписания болезней определяется после консолидации перелома или формирования переднего костного блока в зависимости от восстановления функций позвоночника по пунктам "а", "б" или "в");
отдаленные последствия множественных переломов позвонков с выраженной деформацией позвоночника;
неправильно сросшиеся вертикальные и (или) другие множественные переломы костей таза с нарушением целости тазового кольца;
последствия центрального вывиха головки бедренной кости (анкилоз или деформирующий артроз тазобедренного сустава с деформацией суставных концов и оси конечности, с величиной суставной щели менее 2 мм);
осложненные переломы длинных костей со значительным нарушением функции конечности.
Офицеры, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, назначаемые на воинские должности в военные комиссариаты (проходящие военную службу в военных комиссариатах), освидетельствуются по пункту "б" в следующих случаях:
при последствиях центрального вывиха головки бедренной кости (анкилоз тазобедренного сустава в функционально выгодном положении) и сохраненной способности исполнять обязанности военной службы;
при осложненных переломах длинных костей со значительным нарушением функции одной верхней конечности при сохраненных функциях другой верхней конечности.
К пункту "б" относятся:
последствия нестабильного проникающего перелома с клиновидной деформацией тела II - III степени или вывиха позвонка;
отдаленные последствия стабильных компрессионных переломов тел 2 и более позвонков II - III степени без выраженной деформации позвоночника;
последствия односторонних переломов костей таза с нарушением целости тазового кольца при неудовлетворительных результатах лечения;
последствия центрального вывиха головки бедренной кости с умеренным нарушением функции конечности;
последствия переломов шейки бедра при неудовлетворительных результатах лечения;
осложненные переломы длинных костей с умеренным нарушением функции конечности.
При наличии ложных суставов освидетельствуемым предлагается хирургическое лечение. Заключение о категории годности к военной службе выносится после окончания лечения в зависимости от его результатов. При отказе от операции освидетельствование проводится по пунктам "а", "б" или "в" в зависимости от степени нарушения функции конечности.
К пункту "в" относятся:
последствия стабильных переломов тел одного или нескольких позвонков с клиновидной деформацией I степени, незначительным болевым синдромом и кифотической деформацией позвоночника I степени;
последствия переломов шейки бедра с использованием остеосинтеза при незначительном нарушении функции тазобедренного сустава;
последствия перелома дужек и отростков позвонков при наличии незначительного нарушения функций позвоночника после лечения;
осложненные переломы длинных костей с незначительным нарушением функции конечности;
неудаленные металлические конструкции (после остеосинтеза диафизарных переломов длинных костей, ключицы, надколенника) при отказе от их удаления.
После переломов тел позвонков с благоприятным исходом в отношении освидетельствуемых по графе III расписания болезней выносится заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни по статье 85 расписания болезней.
К пункту "г" относятся:
последствия компрессионных переломов тел позвонков без деформации и нарушения функций позвоночника;
неудаленные металлические конструкции после остеосинтеза переломов костей, не указанных в пункте "в".
Сросшиеся изолированные переломы отдельных костей таза без деформации тазового кольца не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы и поступлению в военно-учебные заведения.
Согласно статье 85 графы I Расписания болезней, под действие указанного положения подпадают временные функциональные расстройства костно-мышечной системы, соединительной ткани, кожи и подкожной клетчатки после лечения болезней, ранений, травм, отравлений и других воздействий внешних факторов.
Согласно представленным административным истцом медицинских документов, а также жалоб на боли в плече, где установлена металлоконструкция, заключение врача, руководящего работой по медицинском освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о необходимости продолжить дообследование и лечение Г.А.В. обосновано, т.к. необходимо установить и устранить причину болевых ощущений. В данном случае, необходимо пункт "в" статьи 81 Расписания болезней (в части отказа от проведения операции по удалению металлоконструкции) рассматривать в совокупности и взаимосвязи со статьей 85 Расписания болезней.
Вместе с тем, в связи с наличием у Г.А.В. диагноза: "консолидированный перелом обеих костей правого предплечья. Состояние после металлоостеосинтеза от 25 июля 2017 года; не удалённые металлоконструкции", призывной комиссией административный истец правомерно признан временно не годным к военной службе со сроком на 12 месяцев.
Согласно пункту "а" части 1 стать 24 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Пунктом 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
Судебная коллегия считает необходимым указать, что применение в данном конкретном случае пункта "а" части 1 стать 24 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в части признания Г.А.В. временно не годными к военной службе по состоянию здоровья на срок до одного года (12 месяцев), согласуется с разъяснениями данными к статье 85 Расписания болезней, т.к. данная отсрочка включает в себя совокупность двух необходимых периодов для установления действительного состояния здоровья гражданина и определения его годности к военной службе: во-первых, это дообследование (с учетом жалоб) и лечение, после которого идет предоставление отсрочки на 6 месяцев после такого лечения (абзац 1); во-вторых, в случае необходимости проведения операции по удалению металлоконструкции (учитывая, что жалобы на болевые ощущения могут быть связаны с установленной металлоконструкцией) при благоприятном исходе лечения, в отсутствие жалоб на болевые ощущения в суставах после физической нагрузки при отсутствии клинических и лабораторных признаков воспаления, также предоставляется 6 месяцев отсрочки (абзац 5).
После минования установленного призывной комиссией срока (временно не годными к военной службе по состоянию здоровья на срок до одного года), при последующем медицинском освидетельствовании, при надлежащем отказе Г.А.В. от операции по удалению металлоконструкции (с учетом соблюдения формы и порядка такого отказа), освидетельствование гражданина проводится по статье 81 Расписания болезней.
В данном случае, необходимо было учитывать, что и было сделано призывной комиссией, наличие жалоб на болевые ощущения в суставах после физической нагрузки, которые требуют дополнительной медицинской проверки, в ходе дообследования гражданина, в случае необходимости соответствующего лечения.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение призывной комиссии принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
В части требований административного истца, предъявленных к врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, судебная коллегия считает необходимым отметить, что заключение такого врача само по себе не является решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, подлежащим обжалованию.
Такое заключение не носит обязательный характер для вынесения решения призывной комиссией и не нарушает прав и свобод административного истца, не создает препятствий к осуществлению им прав и свобод и не накладывает на него какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 6 и 9 Приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. В этом случае ему в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
Отказ от проведения операции по удалению металлоконструкции, согласно пункту 10 Приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1177н оформляется в виде документа на бумажном носителе по форме, предусмотренной приложением N 3 к Приказу N 1177н, подписывается гражданином, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения ЕСИА, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.
Аналогичный порядок прописан в частях 3, 4, 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Судебная коллегия считает, что заявление Г.А.В. от 28 марта 2019 года об отказе от проведения операции по удалению металлоконструкции, направленное в адрес военного комиссара военного районного комиссариата и главврача поликлиники N45 в произвольной форме, как и сам отказ, не могли быть приняты во внимание, т.к. не соответствовали Приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1177н и Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, а кроме того, были адресованы ненадлежащему лицу.
Таким образом, у призывной комиссии имелись законные основания для принятия оспариваемого решения, нарушений действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца, судом не установлено.
Доказательств, позволяющих судебной коллегии прийти к иному выводу, материалы дела не содержат, в рамках апелляционного производства по делу такие доказательства административным истцом не представлены.
Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы районного суда, либо нуждающиеся в дополнительной проверке судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства таких обстоятельств также не установлено.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Санкт- Петербурга от 24 сентября 2020 года по административному делу N 2а-2524/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.