Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Чотчаева Х.О., при секретаре - Булгаровой С.М., с участием прокурора - Жировой Ж.В., представителя административного истца АО "Завод низковольтной аппаратуры" - Чуйкова А.Г., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - Утельбаевой М.Х., представителя заинтересованного лица Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Тажикеновой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца АО "Завод низковольтной аппаратуры" к Министерству имущественных и земельных отношений КЧ-Р о признании недействующими приложений к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений К-ЧР от 28.12.2018 N 808 в части утверждения пунктов 249, 274, 293 и 425 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приложения распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений К-ЧР от 30.12.2019 N 774 в части утверждения пунктов 227, 250, 268 и 384 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", приложения распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений К-ЧР от 30.12.2020 N 848 в части утверждения пунктов 204, 223, 240 и 338 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", УС Т А Н О В И Л:
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее КЧР) от 28.12.2018 N 808 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
- в пункте 249 указан объект недвижимости - нежилое здание, административно-производственный корпус, с кадастровым номером 09:04:0000000:6291 общей площадью 962.2 кв.м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
- в пункте 274 указан объект недвижимости-нежилое здание - административный корпус с кадастровым номером 09:04:0101009:342, общей площадью 1032.9 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
- в пункте 293 указан объект недвижимости-нежилое здание, административно-производственный корпус с кадастровым номером 09:04:0000000:6290, общей площадью 11001 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
- в пункте 425 указан объект недвижимости-нежилое, бытовые помещения, здание с кадастровым номером 09:04:0000000:6286 общей площадью 2699.1 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений К-ЧР от 30.12.2019 N 774 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость:
- в пункте 227 указан объект недвижимости - нежилое здание, административно-производственный корпус с кадастровым номером 09:04:0000000:6291, общей площадью 962.2 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 3;
- в пункте 250 указан объект недвижимости - нежилое здание, административный корпус, с кадастровым номером 09:04:0101009:342 общей площадью 1032.9 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
- в пункте 268 указан объект недвижимости - нежилое здание, административно-производственный корпус с кадастровым номером 09:04:0000000:6290, общей площадью 11001 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
- в пункте 384 указан объект недвижимости - нежилое здание, бытовые помещения, с кадастровым номером 09:04:0000000:6286, общей площадью 2699.1 кв. м, расположенного в КЧР по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, д.3;
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2020 N 848 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость:
- в пункте 204 указан объект недвижимости - нежилое здание, административно-производственный корпус, с кадастровым номером 09:04:0000000:6291 общей площадью 962.2 кв.м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, 3;
в пункте 223 указан объект недвижимости - нежилое здание, административный корпус с кадастровым номером 09:04:0101009:342, общей площадью 1032.9 кв.м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, 3;
в пункте 240 указан объект недвижимости - нежилое здание, административно-производственный корпус с кадастровым номером 09:04:0000000:6290, общей площадью 11001 кв.м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, 3;
в пункте 338 указан объект недвижимости - нежилое здание, бытовые помещения, с кадастровым номером 09:04:0000000:6286 общей площадью 2699.1 кв.м, расположенного в КЧР по адресу: г.Черкесск, ул. Гутякулова, 3.
Административный истец АО "Завод низковольтной аппаратуры" являясь собственником вышеуказанных объектов недвижимости (четырех) обратился в Верховный Суд КЧР с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о признании недействующими приложений к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2020 N 848 в части утверждения пунктов 204, 223, 240, 333 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; о признании недействующими приложений к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2019 N 774 в части утверждения пунктов 227, 250, 268, 384 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; о признании недействующими приложений к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 28.12.2018 N 808 в части утверждения пунктов 249, 274, 293, 425 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Просил также обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево- Черкесской Республики опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Министерства и обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Управление ФНС о принятом судебном акте.
В обоснование указывает, что включение в вышеуказанные перечни, принадлежащих АО "Завод низковольтной аппаратуры" объектов недвижимости с кадастровыми номерами 09:04:0000000:6291, 09:04:0101009:342, 09:04:00000006290 и 09:04:6286 считает незаконным, поскольку данные объекты не соответствуют требованиям законодательства для включения их в Перечни, чем нарушаются права административного истца, т.к. оплата налоговых платежей за имущество производится в повышенном размере. Указывает, что здания расположены по адресу: Россия, КЧР, г..Черкесск, ул. Гутякулова, 3, находятся внутри территории, огороженной забором, доступ в которые ограничен посторонним лицам. Строения не сданы в аренду третьим лицам, используются предприятием для размещения собственных административных служб и управления его хозяйственной и производственной деятельностью, и представляет собой единый производственный комплекс. Объекты расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 09:04:0101009:43, 09:04:0101009:45, 09:04:0101009:46 и 09:04:0101009:47, имеют вид разрешенного использования "под строениями и сооружениями производственного назначения". Наличие слова "административное" в наименовании спорных зданий нельзя считать достаточным основанием для формального его включения в оспариваемые Перечни. Истец считает, что требования ст. 378.2 НК РФ о таких основаниях отнесения, как вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, сведения технического паспорта и данные фактического использования, ответчиком не учтены. Вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания, и фактическое использование зданий не как административно-делового центра не позволяют признать его соответствующим признакам, указанным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На момент включения спорных зданий в перечни объектов недвижимого имущества, их фактическое использование ответчиком не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения ГКН не позволяли отнести данные здания к видам объектов в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
В возражениях ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений КЧР и заинтересованное лицо - Правительство КЧР просит в удовлетворении административного иска отказать, поскольку из представленных документов следует, что указанные в Перечне объекты являются административными зданиями. Распоряжения приняты в полном соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных ответчику полномочий. При установлении кадастровой стоимости министерство руководствовалось правоустанавливающими документами (выписками ЕГРН). Спорные объекты соответствуют характеристикам, указанным в ЕГРН и нормам, установленным ст. 378.2 НК РФ, для которых налоговая база определяется как их кадастровая.
В судебном заседании представитель административного истца - Чуйков А.Г, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - Утельбаева М.Х, возражала в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменном возражении.
Представитель заинтересованного лица Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Тажикенова Я.Н. так же возражала в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменном возражении.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Жировой Ж.В, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества, расположены по адресу: Российская Федерация, КЧР, г. Черкесск, улица Гутякулова, дом 3, находятся в собственности административного истца АО "Завод низковольтной аппаратуры". Таким образом, административный истец, являясь сособственником нежилых зданий, вправе обжаловать данные постановления, затрагивающее его права и законные интересы в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых Распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, суд установилследующее.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Указом Главы КЧР от 02.06.2015 N78 "Об утверждении Положения и структуры Министерства имущественных и земельных отношений КЧР" утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений КЧР (далее - Положение).
Согласно указанному Положению, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 28.12.2018 N 808 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2019 N 774 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2020 N 848 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Данные Распоряжения вместе с Перечнями размещены на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://minizo.kchgov.ru/
Указанное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты.
В судебном заседании, стороны, полномочия Министерства имущественных и земельных отношений КЧР по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом КЧР от 19 ноября 2014 года N 67-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории КЧР порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой определено 1 января 2015 года.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же Кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Статьей 1 Закона КЧР от 30 ноября 2016 года N 77-РЗ "О налоге на имущество организаций" (в ред. от 14.05.2018г.) такая особенность установлена в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений) общей площадью свыше 2750 кв. м, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. (в ред. Закона КЧР от 24.11.2017 N 53-РЗ); 2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них общей площадью свыше 2750 кв.м, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (в ред. Закона КЧР от 24.11.2017 N 53-РЗ); 3) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 2750 кв.м, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений). (в ред. Закона КЧР от 24.11.2017 N 53-РЗ).
Законом КЧР от 29.11.2018 N 74-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты КЧР" в Закон КЧР от 30 ноября 2016 г. N 77-РЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции законов КЧР от 24 ноября 2017 г. N 53-РЗ, от 14 мая 2018 г. N 17-РЗ) внесены следующие изменения: в статье 1 в пунктах 1 - 3 части 1 цифру "2750" заменить цифрой "550".
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Исходя из приведенных норм права, для включения спорного здания в перечни необходимо установить, что здание соответствует хотя бы одному из критериев, установленных п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Указанное обстоятельство в силу положений ст. 213 КАС РФ подлежит доказыванию административным ответчиком.
Между тем административным ответчиком такие доказательства не представлены.
Судом установлено, что спорные нежилые объекты недвижимости, расположенные по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Гутякулова, д.3: административный корпус с кадастровым номером 09:04:0101009:342, общей площадью 1032.9 кв. м.; административно-производственный корпус с кадастровым номером 09:04:0000000:6290, общей площадью 1100.1 кв. м.; бытовые помещения, здание с кадастровым номером 09:04:0000000:6286, общей площадью 2699.1 кв. м.; бытовые помещения с кадастровым номером 09:04:0000000:6286, общей площадью 2699.1 кв. м. имеют вид разрешенного использования "для размещения производственных зданий", расположены на земельном участке под кадастровыми номерами 09:04:0101009:43, 09:04:0101009:45, 09:04:0101009:46, 09:04:0101009:47, имеют вид разрешенного использования "под строениями и сооружениями производственного назначения".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 09:04:0101009:43, 09:04:0101009:45, 09:04:0101009:46, 09:04:0101009:47, на которых расположены спорные нежилые здания, не соответствуют виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков, и стоящих на них объектов недвижимости, из буквального его прочтения однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участках объектов, исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному налоговому законодательству.
В связи с этим административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровых паспортах данных объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.
Из представленных выписок ЕГРН здание имеет назначение "нежилое", наименование - "административно-производственный корпус (09:04:0000000:6290 и 09:04:0000000:6291), "административный корпус (09:04:0101009:342" и "бытовое помещение-учреждение" (09:04:0000000:6286).
Согласно техническим паспортам зданий, экспликации строений, актам обследования установлено следующее. Здание под кадастровым номером 09:04:0101009:342 фактически не используется, санузлы, душевые не работают, здание требует капитального ремонта. Функционируют мастерские, производственные участки в которых размещены станки и прочее оборудование.
В здании под кадастровым номером 09:04:0000000:6291 функционирует лишь котельня. Кабинеты, сауна, санузлы не используются. Функционируют мастерские, производственные участки в которых размещены станки и прочее оборудование, линии производства и стенды для испытания различного оборудования.
В здании под кадастровым номером 09:04:0000000:6290 большая часть здания не используется. Кабинеты закрыты, душевые, санузлы не работают. Здание требует капитального ремонта. Функционируют мастерские, производственные участки на которых размещены станки и прочее оборудование. В здании используются раздевалки с местом отдыха.
В здании под кадастровым номером 09:04:0000000:6286 большая часть здания не используется. На 3 и 4 этажах отключены все коммуникации. Кабинеты, санузлы и прочие подсобные помещения не используются. Здание требует капитального ремонта. Фасад здания выходит на улицу Гутякулова, однако проход на территорию завода возможен только через КПП.
Кроме того, все здания огорожены, свободного прохода на территорию не имеется. Все здания входят в состав производственного комплекса АО "Завод низковольтной аппаратуры". Как следует из пояснений представителя административного истца, здания находится внутри территории огороженной забором. Доступ в административное здание возможен ограниченному кругу лиц. Спорные строения не сданы в аренду третьим лицам на момент формирования Перечней, использовалось предприятием для размещения собственных административных служб предприятия и управления его деятельностью.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Наименование здания как "административное здание" также не тождественно наименованию "административно-делового центра" и не свидетельствует о предназначении для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно положениям статьи 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов спорных зданий, согласно документам технического учета - техническим паспортам и экспликациям поэтажных планов, также свидетельствуют о несоответствии оспариваемых пунктов Перечней нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, на основании представленных сведений, данные объекты недвижимости не подлежат включению в Перечни.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако обследование здания и помещений в нем на предмет фактического использования до утверждения Перечней на 2019 - 2021 годы в соответствии с Порядком определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не проводилось.
При таком положении суд, оценив все представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования Перечней не позволяли с достоверностью определить спорные здания как административно-деловой центр, в связи с чем оснований для включения их в Перечни не имелось.
Административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представил.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Учитывая изложенное, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и направлению в Управление ФНС.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ Верховный Суд К-ЧР, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АО "Завод низковольтной аппаратуры" к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР - удовлетворить.
Признать недействующим приложения к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 28.12.2018 N 808 в части утверждения пунктов 249, 274, 293 и 425 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим приложения к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2019 N 774 в части утверждения пунктов 227, 250, 268 и 384 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим приложения к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 30.12.2020 N 848 в части утверждения пунктов 204, 223, 240 и 338 "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений К-ЧР опубликовать настоящее решение суда на официальном интернет-портале Министерства имущественных и земельных отношений КЧР.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Управление ФНС о принятом судебном акте.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2021 года.
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики Х.О.Чотчаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.