Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Кущ Н.Г, судей Куцабовой А.А, Нечепуренко Д.В.
при секретаре Кутлубаевой К.В, помощнике судьи И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело N 2а-940/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Ухмылину Николаю Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Ухмылина Николая Евгеньевича на решение Советского районного суда г.Томска от 4 февраля 2021 года, заслушав доклад судьи Куцабовой А.А, установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску (сокращенное наименование - ИФНС России по г.Томску) обратилась в Советский районный суд г.Томска с административным иском к Ухмылину Н.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5376 рублей и пени за неуплату транспортного налога в сумме 217 рублей 77 копеек, в том числе: 131 рубль 90 копеек - за период со 2 декабря 2017 г. по 25 июня 2018 г, 60 рублей 65 копеек - за период с 4 декабря 2018 г. по 28 января 2019 г, 25 рублей 22 копейки - за период с 3 декабря 2019 г. по 24 декабря 2019 г.
В обоснование требований указано, что Ухмылин Н.Е. как собственник транспортных средств является плательщиком транспортного налога; однако в установленный срок обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем налоговым органом начислена пеня; требование об уплате налога в установленный срок не исполнено; судебный приказ, вынесенный мировым судьей судебного участка N 1 Советского судебного района г.Томска 15 июня 2020 г, отменен 14 июля 2020 г. по заявлению налогоплательщика.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца ИФНС России по г.Томску, просившего в административном исковом заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие; административного ответчика Ухмылина Н.Е, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Обжалуемым решением Советского районного суда г.Томска от 4 февраля 2021 г. административный иск удовлетворен частично: с Ухмылина Н.Е. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5376 рублей, пеня за неуплату транспортного налога за период с 3 декабря 2019 г. по 24 декабря 2019 г. в сумме 25 рублей 22 копейки.
Кроме того, с Ухмылина Н.Е. в доход муниципального образования "Город Томск" взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Ухмылин Н.Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указав в обоснование, что не извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела; с 2018 года не является плательщиком транспортного налога в связи с продажей автомобиля 10 июня 2017 г.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Данные требования судом выполнены, а доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев, в том числе при уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога, налогоплательщиком - физическим лицом, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган (пункт 1 статьи 362, пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (пункт 2 статьи 52 того же Кодекса).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 356 и 357 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; налогоплательщиками указанного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 приведенного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьей 359 названного Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции административный иск о взыскании недоимки, пени, то есть денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных этой статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Удовлетворяя административный иск в указанной в решении части, суд первой инстанции исходил из того, что в 2016 году административному ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства: легковой автомобиль марки BMW 5251, VIN: /__/, 2001 года выпуска, дата регистрации права 26.08.2016; легковой автомобиль марки "Mercedes-Benz С230", VIN: /__/, 2007 года, дата регистрации права 23.07.2014, дата утраты права 02.04.2016; в 2017 и 2018 годах - легковой автомобиль марки BMW 5251, VIN: /__/, 2001 года выпуска, дата регистрации права 26.08.2016; налоговое уведомление N 32026680 от 4 июля 2019 г. об уплате начисленного за 2018 год транспортного налога (5376 рублей) в установленный срок до 2 декабря 2019 г. не исполнено, соответствующая сумма административным ответчиком не уплачена; требование N 121927 от 25 декабря 2019 г. в установленный в нем срок (до 11 февраля 2020 г.) не исполнено.
По требованиям о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 131 рубль 90 копеек - за период со 2 декабря 2017 г. по 25 июня 2018 г, 60 рублей 65 копеек - за период с 4 декабря 2018 г. по 28 января 2019 г. налоговым органом пропущен срок на обращение в суд, поскольку ИФНС по г.Томску обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ухмылина Н.Е. пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 131, 90 руб. (требование со сроком исполнения до 02.08.2018), а также за 2017 год - в размере 60, 65 руб. (требование со сроком исполнения до 27.02.2019) 27 августа 2019 г, то есть по истечении установленного законом срока.
С выводами суда оснований не соглашаться нет, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, постановлены при соблюдении норм процессуального права.
Порядок обращения в суд налоговым органом соблюден. Расчет транспортного налога проверен судебной коллегией на основании имеющихся в административном деле доказательств. Верность расчетов сомнений не вызывает и административным ответчиком не оспаривается.
Налоговое уведомление N 32026680 от 4 июля 2019 г. и требование N121927 от 25 декабря 2019 г. направлены ответчику с соблюдением сроков и порядка, установленных положениями статей 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 4 статьи 52, пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными.
На основании пунктов 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом установленного срока уплаты налога указанный срок истекал 11 августа 2020 г.
На основании заявления ИФНС России по г. Томску 15 июня 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи судебного участка N 6 Советского судебного района г.Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г.Томска, от 14 июля 2020 г.; с настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Томску обратилась 24 декабря 2020 года.
Таким образом, установленный законом порядок и срок обращения в суд административным истцом в части требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5376 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 25 рублей 22 копейки - за период с 3 декабря 2019 г. по 24 декабря 2019 г. соблюден.
Доводы административного ответчика о том, что он не извещен судом первой инстанции надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела.
В силу положений статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан обеспечить сторонам равные права на участие в судебном заседании и представлении доказательств, в связи с чем стороны должны быть извещены надлежащим образом о судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Положения статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих.
Судом первой инстанции по адресу регистрации Ухмылина Н.Е. (/__/), указанному как в административном исковом заявлении, так и Ухмылиным Н.Е. в апелляционной жалобе, направлено заказным письмом определение от 11 января 2021 г. о принятии административного искового заявления, назначении подготовки дела к судебному разбирательству на 09-20 час. 28 января 2021 г. и судебного заседания на 10-30 час. 4 февраля 2021 г, которое получено Ухмылиным Н.Е. 25 января 2021 г. (л. д. 44).
При таких обстоятельствах оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела нарушено право административного ответчика на участие в судебном заседании, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента заключения договора купли-продажи транспортного средства от 10 июня 2017 г. (л.д.59) и его передачи новому владельцу, основаны на неправильном понимании норм права.
В соответствии со статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Из приведенных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.
Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Ухмылиным Н.Е. с апелляционной жалобой представлен договор купли-продажи транспортного средства марки "BMW 5251", VIN: /__/, 2001 года выпуска, заключенный истцом с П. 10 июня 2017 г. (л.д. 59).
Из карточки учета транспортного средства, представленной МРЭО ГИБДД УМВД России по Томской области по запросу суда первой инстанции, следует, что транспортное средство марки BMW 5251, VIN: /__/, 2001 года выпуска, зарегистрировано на Ухмылина Н.Е. с 26 августа 2016 г.; сведения об обращении Ухмылина Н.Е. с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в органы ГИБДД карточка не содержит.
Положения статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают, что основанием для освобождения от обязанности уплаты транспортного налога может являться сам факт заключения налогоплательщиком договора купли-продажи транспортного средства и передачи его покупателю.
Следовательно, само по себе отчуждение Ухмылиным Н.Е. автомобиля по договору купли-продажи не освобождает его от уплаты транспортного налога до момента внесения органами ГИБДД в данные регистрационного учета соответствующих записей.
Действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий отказа совершать такие действий лежат на налогоплательщике.
Между тем судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Как следует из решения Советского районного суда г.Томска от 4 февраля 2021 года, административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Ухмылину Н.Е. удовлетворены частично, однако в резолютивной части решения указание на отказ в удовлетворении требований в иной части отсутствует.
Данное обстоятельство не является существенным нарушением процессуальных норм, влекущих отмену правильного по существу решения, а свидетельствует о допущенной судом описке, которая может быть устранена в порядке ст. 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 4 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жадобу административного ответчика Ухмылина Николая Евгеньевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Советский районный суд г.Томска по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.