Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года (N 2а-8658/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 апреля 2021 года (N 33а-3267/2021) по административному исковому заявлению Худолей Е.И, Худолей Ю.А. к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконными решений.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Мергер Н.А, возражения против кассационной жалобы Худолей Е.И. и ее представителя Дадашева Р.Ш, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Худолей Е.И. и Худолей Ю.А. обратились во Всеволожский городской суд с административным иском к Комитету Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитету Госстройнадзора), в обоснование требований указав, что Всеволожским городским судом Ленинградской области 11 июня 2019 года было вынесено решение о признании незаконными уведомлений об отказе во включении Худолей Е.И. и Худолей Ю.А. в реестр пострадавших граждан и о возложении на Комитет Госстройнадзора обязанности в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявления административных истцов о включении в реестр пострадавших граждан.
Комитет Госстройнадзора при исполнении данного решения суда повторно выдал административным истцам отказ, обосновав его тем, что у него нет более полномочий по рассмотрению вопроса по включению в реестр по Приказу N 560/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года, ввиду того, что 27 июня 2019 года внесены изменения Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ в статью 23 Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Худолей Ю.А, Худолей Е.И, не соглашаясь с вынесенными административным ответчиком отказами, просили суд:
-признать незаконными уведомления от 9 сентября 2020 года N N-0-4 и N N-0-2;
-обязать Комитет Госстройнадзора включить их в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи права нарушены, с 6 декабря 2018 года.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года признаны незаконными решения N N-0-2 от 9 сентября 2020 года в отношении Худолей Е.И, N N-0-4 от 9 сентября 2020 года в отношении Худолей Ю.А. На Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области возложена обязанность в течение 14 рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда включить Худолей Е.И, Худолей Ю.А. в Реестр пострадавших граждан с даты обращений административных истцов с 6 декабря 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 апреля 2021 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года изменено, третий абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции:
"Обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области включить Худолей Е.И, Худолей Ю.А. в Реестр пострадавших граждан, на основании их заявлений от 6 декабря 2018 года".
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 апреля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 24 мая 2021 года, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая, что судами было допущено неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Худолей Е.И, Худолей Ю.А. и ЖСК "Молодежный Квартал" 30 августа 2017 года заключили договор паевого взноса N 30/08, согласно которому ЖСК "Молодежный Квартал" участвовал в строительстве жилого дома по адресу: "адрес", кадастровый N, а пайщики должны были после окончания строительства получить в собственность жилое помещение в этом доме, при этом, ЖСК обязался передать объект в 4 квартале 2017 года.
Обязательства по договору паевого взноса административными истцами исполнены в полном объеме, однако ЖСК "Молодежный Квартал" свои обязательства перед пайщиками не исполнил.
6 декабря 2018 года Худолей Е.И, Худолей Ю.А. обратились в Комитет Госстройнадзора с заявлениями о включении в реестр пострадавших граждан, регистрационные номера N, N, приложив к ним копии соответствующих документов: паспорта; договора паевого взноса от 30 августа 2017 года N; платежных документов.
Уведомлениями N N-0-1 от 17 декабря 2018 года и N N-0-1 от 17 декабря 2018 года Комитет Госстройнадзора отказал истцам во включении в реестр пострадавших граждан, в связи с несоответствием подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560-пр, поскольку договор паевого взноса не является договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года по административному делу N 2а-4267/2019 по административному иску Худолей Е.И, Худолей Ю.А, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 сентября 2019 года, суд обязал Комитет Госстройнадзора в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление Худолей Е.И. (входящий номер N от 6 декабря 2018 года), Худолей Ю.А. (входящий номер N от 6 декабря 2018 года) о включении в Реестр пострадавших граждан.
Во исполнение решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года по административному делу N 2а-4267/2019 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области рассмотрены заявления Худолей Е.И, Худолей Ю.А. о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
По результатам рассмотрения заявлений, Комитетом Госстройнадзора вынесены решения в форме уведомлений N N-0-2 от 9 сентября 2020 года в отношении Худолей Е.И, N N-0-4 от 9 сентября 2020 года в отношении Худолей Ю.А, об отказе во включении Худолей Е.И. и Худолей Ю.А. в реестр пострадавших граждан.
В уведомлениях административный ответчик указал, что на основании подпункта "в" пункта 15 статьи 1 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (которой ранее были установлены полномочия контролирующего органа по признанию в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан) признана утратившей силу, в связи с чем Комитет Госстройнадзора с 27 июня 2019 года утратил полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, и ведению реестра таких граждан.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в части 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Статьей 23 Федерального закона N 214-ФЗ предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1 статьи 23).
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Таким контролирующим органом в соответствии с Положением о комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 22 февраля 2007 года N 42, является названный Комитет.
Действительно, на основании подпункта "в" пункта 15 статьи 1 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", часть 7 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ признана утратившей силу.
Однако, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Следовательно, к правоотношениям между административным ответчиком и административными истцами должны применяться нормативные правовые акты, действующие в период нарушения прав административных истцов.
Согласно материалам дела, заявления административных истцов о включении их в реестр пострадавших граждан поступили в адрес Комитета Госстройнадзора 6 декабря 2018 года, то есть до внесения изменения в Федеральный закон N 214-ФЗ.
В то же время Федеральный закон от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о придании закону обратной силы, в связи с чем суды сделали обоснованный вывод о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежал применению Федеральный закон N 214-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения в него изменений.
При правильном исполнении административным ответчиком требований законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом Правил ведения реестра пострадавших граждан, обязывающих контролирующий орган принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан в течение 14 рабочих дней с даты его поступления, Худолей Е.И. и Худолей Ю.А. подлежали включению в реестр пострадавших граждан не позднее 26 декабря 2018 года при условии подачи всех необходимых документов. Нормы о признании реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось.
В связи с этим, в отношении Худолей Е.И. и Худолей Ю.А, как лиц, подлежащих включению в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ, что установлено решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 июня 2019 года по административному делу N 2а-4267/2019, также должны быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению их прав, предусмотренных указанным законом.
Судебная коллегия посчитала необходимым изменить формулировку третьего абзаца резолютивной части решения, удалив из резолютивной части решения обязательство ответчика включить административных истцов в реестр пострадавших граждан с 6 декабря 2018 года, поскольку в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, контролирующий орган обязан принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан не в тот же день, когда поступило заявление, а в течение 14 рабочих дней с даты его поступления.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений в обжалуемой части, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 апреля 2021 года без изменения, кассационную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 22 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.