Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бакулина А.А, судей Нестеровой А.А. Смирновой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Министерства и имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Каштанюку В. А, ООО ПКБ "Нординвестпроект" о признании недействительными результатов кадастровых работ, аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка по кассационной жалобе Каштанюка В. А. на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также - Министерство), уточнив в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) в ходе рассмотрения дела исковые требования, обратилось в суд с иском о признании недействительными результатов кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в виде межевого плана от 22 июня 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Крюковой О.В.; об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений о местоположении границ вышеуказанного земельного участка. Иск мотивирован тем, что в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г..N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г..N1980-ЗРК, постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г..N390-П Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о вышеуказанном земельном участке, поставленном на кадастровый учет 5 февраля 2019 года. В настоящее время собственником данного земельного участка является Каштанюк В.А. Границы земельного участка были уточнены с нарушением требований законодательства, в результате чего указанный земельный участок стал располагаться на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и препятствовать осуществлению полномочий Министерства.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка является межевой план земельного участка, в разделе "Заключение кадастрового инженера" которого указано, что местоположение границ земельного участка определено с учетом фактического местоположения земельного участка, письменно подтвержденного доверенным лицом собственника. Вместе с тем, документы, приложенные к межевому плану, не содержат графических материалов о конфигурации земельного участка и его местоположении относительно природных объектов в момент его предоставления. В разделе "Исходные данные" отсутствуют наименование и реквизиты документов (карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ указанного земельного участка на местности пятнадцать и более лет. Нарушены требования, установленные пунктом 22 Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г..N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 08 июня 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО ПКБ "Нордвестпроект", в качестве третьих лиц - Скалий С.С, Крюкова О.В.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд признал недействительными результаты кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N площадью 1200 кв.м, кв.м, адрес "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство жилого дома, в виде межевого плана от 22 июня 2019 года, выполненного кадастровым инженером ООО ПКБ "Нордвестпроект" Крюковой О. В.; аннулировал и исключил из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ данного земельного участка.
Суд взыскал в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия с Каштанюка В.А, ООО ПКБ "Нордвестпроект" расходы по оплате государственной пошлины по 150 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Каштанюка В.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Заозерского сельского Совета народных депутатов от 24 ноября 1993 года N127 "Об отводе земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности гр. Нокелайнен С.Т, проживающего по адресу: "адрес"" Нокелайнену С.Т. отведен земельный участок, площадью 0, 15га, под строительство жилого дома на праве личной собственности в с. Заозерье (за домом Кирилловой В.Г.) (пункт 1).
Пунктом 2 указанного постановления предписано размещение дома произвести в соответствии с графическими материалами, выданными отделом архитектуры и градостроительства мэрии Прионежского района. Строительство дома осуществить в каменном исполнении, общей площадью 200 кв.м, жилой площадью 150 кв.м (пункт 3). В течение трех лет законченный строительством дом предъявить Государственной приемочной комиссии при мэрии Прионежского района и для ввода в эксплуатацию (пункт 4).
5 февраля 2019 года в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером N, местоположение: "адрес", площадью 1500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство жилого дома, на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 29 января 2019 года, постановления администрации Заозерского сельского Совета народных депутатов от 24 ноября 1993 года N.
Право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано за Нокелайненым С.Т. на основании постановления администрации Заозерского сельского Совета народных депутатов от 24 ноября 1993 года N127 в соответствии с ч.1 ст.69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N218-ФЗ), согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N Скалий С.С, действующий по доверенности в интересах Нокелайнена С.Т, обратился в ООО ПКБ "Нордвестпроект" для выполнения кадастровых работ. Результатом выполнения кадастровым инженером кадастровых работ явился межевой план от 22 июня 2019 года, на основании которого органом кадастрового учета внесены соответствующие изменения в ЕГРН, в частности, внесены сведения местоположении его границ и уточнении его площади.
В дальнейшем Каштанюк В.А. приобрел по договору купли-продажи от 25 декабря 2019 года указанный земельный участок у Нокелайнена С.Т. Право собственности за Каштанюком В.А. на земельный участок зарегистрировано 14 января 2020 года.
Министерство обратилось в суд с настоящим иском к Каштанюку В.А, как собственнику земельного участка с кадастровым номером 10:20:00201117:375, и ООО ПКБ "Нордвестпроект", как лицу, выполнявшему кадастровые работы, по тем основаниям, что уточнение местоположения границ указанного земельного участка проведено с нарушением положений действующего законодательства. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, согласился с доводами истца.
Действительно, согласно ч.1 ст.43 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Федерального закона N218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона N218-ФЗ).
Так, согласно ч.10 ст.22 Федерального закона N218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подготовки оспариваемого межевого плана) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, местоположение границ земельного участка при их уточнении должно определяться соответствующими документами или при отсутствии таковых - их существованием на местности пятнадцать и более лет и закреплением с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Законодатель прямо предусматривает порядок установления границ земельного участка в случае отсутствия сведения о местоположении его границ в документах - по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Федерального закона N218-ФЗ).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Федерального закона N218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N921, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Единственный документ, подтверждающий право первого собственника спорного земельного участка Нокелайнена С.Т, а именно постановление администрации Заозерского сельского Совета народных депутатов от 24 ноября 1993 года N127, не содержит описания его местоположения, кроме как указания на нахождение его в с.Заозерье за домом Кирилловой В.Г.
Заключением проведенной по делу судебной экспертизы, выполненной по поручению суда первой инстанции ООО "Нордгеострой", установлено, что по причине отсутствия в документе, согласно которому производилось образование земельного участка с кадастровым номером N сведений, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, а также отсутствия в материалах дела иных документов, определяющих местоположение границ земельного участка при образовании, установить местоположение границ земельного участка на местности согласно документам невозможно. Установить соответствие местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям о местоположении границ согласно документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании не представляется возможным, ввиду отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Оснований не согласиться с выводами эксперта ООО "Нордгеострой", содержащимися в экспертном заключении, судебная коллегия не усматривает. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований сомневаться в его компетентности не имеется. Заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, в нем описан ход и результаты исследования, выводы мотивированы и являются логическим следствием осуществленного исследования. Судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, опытом работы, образованием.
При этом с момента издания постановления администрации Заозерского сельского Совета народных депутатов от 24 ноября 1993 года N127 фактического землепользования Нокелайненым С.Т. не осуществлялось, предоставленный ему земельный участок не использовался, что не позволяет уточнить его границы по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Факт неиспользования спорного земельного участка с момента его предоставления лицами, участвующими в деле, не оспаривался и подтверждается материалами инвентаризации земель, предоставленными органом кадастрового учета из государственного фонда данных.
Более того, спорный земельный участок был предоставлен Нокелайнену С.Т. в период действия Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 25 апреля 1991 г.) и Земельного кодекса Республики Карелия, утвержденного Верховным советом Республики Карелия 21 ноября 1991 г.
В соответствии со ст.7 Федерального закона N137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс РФ к земельным отношениям, возникшим до его введения в действие, применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим законом. Земельный кодекс РФ введен в действие со дня официального опубликования, т.е. с 29 октября 2001 г.
Так, согласно ст.31 Земельного кодекса РСФСР право собственности удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим советом народных депутатов. Согласно ст.32 Земельного кодекса РСФСР приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности. Аналогичные нормы были закреплены в Земельном кодексе Республики Карелия (статьи 33 - 34).
Из материалов дела усматривается и подтверждалось пояснениями участвующих в деле лиц, что Нокелайненым С.Т. не предпринималось действий по установлению границ предоставленного ему земельного участка, государственный акт на землю ему не выдавался, к использованию участка он не приступал.
Между тем, на основании совокупности собранных по делу доказательств судом первой инстанции достоверно установлено, что в том месте, где в настоящее время установлены границы земельного участка с кадастровым номером N, он никогда не предоставлялся.
Так, материалами дела, в том числе показаниями эксперта Иванова Е.С, подтверждается, что дом Кирилловой В. Г, за которым Нокелайнену С.Т. был предоставлен участок в 1993 году, расположен в 500 метрах от местонахождения спорного земельного участка, на "адрес" и имеет N. Кирилловой В.Г. был оформлено право собственности на два смежных земельных участка с кадастровыми номерами N и N представляющих собой фактически единое землепользование; участок с кадастровым номером N в дальнейшем был Кирилловой В.Г. отчужден своей дочери Скалий Е.В. При этом Кириллова В.Г. является матерью Нокелайнена С.Т.
Спорный участок (по сведениям ЕГРН) и участок Кирилловой В.Г. находятся в разных кадастровых кварталах, что также подтверждает их территориальную удаленность друг от друга. Данные обстоятельства подтверждаются также заключением кадастрового инженера ООО ПКБ "Нордвестпроект", входящего в состав межевого плана от 22 июня 2019 года, согласно которому в соответствии с выпиской из ЕГРН участок расположен в кадастровом квартале N, об этом свидетельствует номер участка N, однако фактически находится в соседнем кадастровом квартале N Таким образом, границы земельного участка расположенного в соответствии с правоустанавливающим документов в кадастровом квартале N, кадастровый инженер необоснованно определилв ином кадастровом квартале N что повлекло его значительное смещение на местности.
Более того, в указанном заключении кадастровым инженером указано на то обстоятельство, что местоположение земельного участка определено на основании письменных пояснений "доверенного лица собственника", что противоречит приведенным положениям ч.10 ст.22 Федерального закона N218-ФЗ.
Свидетельскими показаниями Сергеевой С.В, Егоровой Т.В, Тарасовой Н.Н, которые обоснованно учел суд первой инстанции, также подтверждается, что территория, где в настоящий момент установлены границы земельного участка с кадастровым номером N всегда была территорий общего пользования, прилегающей к береговой полосе водного объекта; Кириллова В.Г. же оформляла земельные участки себе и детям на "адрес".
Изложенное подтверждается также имевшими место обращениями жителей "адрес" с жалобами после начала освоения Каштанюком В.А. спорного земельного участка в границах, сведения о которых в настоящее время содержатся в ЕГРН.
Согласно пояснениям третьего лица Скалия С.С, являющегося зятем Кирилловой В.Г, и представленным им фотографическим материалам, в том числе космическим снимкам из общедоступного интернет-сервиса "Публичная кадастровая карта", за домом Кирилловой В.Г. в настоящее время имеется свободная территория, где могут быть определены границы земельного участка с кадастровым номером N От проведения экспертизы с целью проверки возможности установления границ спорного земельного участка за домом Кирилловой В.Г. истец отказался.
Представленная третьим лицом Скалием С.С. схема земельного участка не может являться подтверждением местонахождения спорного участка в момент его предоставления, поскольку никаких исходных реквизитов данный документ не содержит, кем и когда составлена данная схема, откуда она имеется у Скалия С.С, почему не была представлена суду первой инстанции, Скалий С.С. суду апелляционной инстанции пояснить не смог.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что местоположение границ земельного участка с кадастровым N определено кадастровым инженером необоснованно, в ином кадастровом квартале, с нарушением положений действующего законодательства, там, где участок никогда не предоставлялся.
Согласно действующему в настоящее время п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01 января 2016 г. полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. N446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Карелия, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2017 г. N326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Как следует из Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. N390-П, Министерство является органом, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также осуществляющим согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена.
Суды пришли к правильному выводу о том, что настоящие исковые требования правомерно заявлены Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, как органом, осуществляющим в силу положений Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. N1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", распоряжение земельными участками из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каштанюка В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий "данные изъяты"
Судьи "данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.