Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу защитника Парамоновой Надежды Юрьевны (далее - защитник Парамонова Н.Ю.), действующей на основании доверенности в интересах садоводческого некоммерческого товарищества "Шинник" (далее - СНТ "Шинник"), на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - должностное лицо Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) от 11 июня 2020 г., решение судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 г., вынесенные в отношении СНТ "Шинник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11 июня 2020 г. СНТ "Шинник" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2020 г. это постановление должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 г. названное решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Парамонова Н.Ю. просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Парамоновой Н.Ю. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 27 мая 2020 г. и постановления о назначении административного наказания от 11 июня 2020 г, на территории земельного участка с географическими координатами 55.691935, 51.738347, расположенном в Костенеевском сельском поселении Елабужского муниципального района Республики Татарстан 20 мая 2020 г, в 12 часов 50 минут, СНТ "Шинник" не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами: допущен сброс и накопление отходов производства и потребления в виде отходов из жилищ крупногабаритных и отходов из жилищ несортированных, на общей площади 52 кв. м, объёмом 6 куб. м.
В связи с этим обжалуемым постановлением должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан СНТ "Шинник" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено вышеуказанное административное наказание, с чем согласились судьи двух судебных инстанций.
Однако, обжалуемые постановление должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и судебные акты признать законными не представляется возможным.
В силу положений части 2 статьи 118 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание должностными лицами и судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусматривает обязанность должностных лиц и судов по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
В соответствии со статьёй 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как видно из положений статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении показывает, что СНТ "Шинник" - юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Так из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083348188261 видно, что уведомление о явке для составления протокола по делу об административном правонарушении вручено СНТ "Шинник" 28 мая 2021 г, при этом согласно содержания названного протокола он составлен 27 мая 2020 г, то есть днём ранее.
Вместе с этим, из материалов дела усматривается, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении СНТ "Шинник" назначено должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на 11 июня 2020 г. по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. 40 лет Победы, д. 64. Однако, сведений об извещении СНТ "Шинник" о времени и месте рассмотрения данного дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют. Это обстоятельство судьями двух судебных инстанций должным образом исследовано не было.
При таких обстоятельствах следует согласиться с доводами кассационной жалобы защитника Парамоновой Н.Ю. о том, что СНТ "Шинник" надлежащим образом не уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении названного дела. Должностные лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан составили названный протокол и рассмотрели данное дело без участия СНТ "Шинник", чем нарушили его право на защиту.
Допущенные указанными должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и судьями двух судебных инстанций нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости соблюдения прав СНТ "Шинник" и установленной данным Кодексом процедуры судопроизводства безусловно повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В связи с этим сделать вывод о том, что действия СНТ "Шинник" обоснованно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и ему с соблюдением требованием этого Кодекса назначено наказание не представляется возможным. При таких обстоятельствах оспариваемые постановление должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и судебные акты не могут быть признаны законными и на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежат отмене.
Вместе с этим, поскольку срок давности привлечения СНТ "Шинник" к административной ответственности по настоящему делу, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год, и с даты указанного выше события, имевшего место 20 мая 2020 г, до рассмотрения жалобы защитника Парамоновой Н.Ю. в Шестом кассационном суде общей юрисдикции этот срок истек, и возможность рассмотрения судом настоящего дела на 1 июля 2021 г. по существу утрачена, то производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5. названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Парамоновой Надежды Юрьевны, действующей на основании доверенности в интересах садоводческого некоммерческого товарищества "Шинник", удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 11 июня 2020 г, решение судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2020 г, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 декабря 2020 г, вынесенные в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Шинник" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.