Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гильфанова Р.Р, судей Свиридова Д.В. и Вагапова З.А, при секретаре Зелениной Д.Н, с участием:
прокурора Лупандина Н.Г, осужденного Россохина А.А, защитника - адвоката Руденко А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе (с дополнениями) осужденного Россохина А.А. на приговор Советского районного суда Кировской области от 03 ноября 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего Гильфанова Р.Р, выслушав стороны судопроизводства, проверив уголовное дело, а также доводы кассационной жалобы (с дополнениями) осужденного Россохина А.А. и возражений заместителя прокурора Кировской области Ломовцева С.А, судебная коллегия
установила:
приговором Советского районного суда Кировской области от 03 ноября 2020 года
Россохин А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец пгт. "адрес", гражданин РФ, судимый:
- 18 марта 2016 года Глазовским районным судом Республики Удмуртия по ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст. 159 УК РФ, с применением ч. 2 ст. 69, ст. 73 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года, условно, с испытательным сроком 3 года; постановлением Омутнинского районного суда Кировской области от 25 ноября 2016 года условное осуждение отменено, осужденный направлен для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима; постановлением Президиума Верховного Суда Республики Удмуртия от 03 августа 2018 года приговор изменен, на основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Россохин А.А. освобожден от наказания, назначенного по ч. 2 ст. 159 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев, условно, из резолютивной части приговора исключено указание о назначении наказания с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ, постановлено считать Россохина А.А. осужденным по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца;
- 10 июля 2017 года мировым судьей судебного участка N 3 г. Глазова Республики Удмуртия (с учетом изменения, внесенного постановлением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 12 октября 2018 года) по ч. 1 ст. 159 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 3 месяца, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
- 20 сентября 2017 года Омутнинским районным судом Кировской области (с учетом изменения, внесенного постановлением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 12 октября 2018 года) по ч. 2 ст. 159 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима; освобожден 11 июня 2019 года по отбытию наказания;
осужден:
- по ч. 2 ст. 159 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год;
- по ч. 2 ст. 159 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, Россохину А.А. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 2 года, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
До вступления приговора в законную силу постановлено избрать в отношении Россохина А.А. меру пресечения в виде заключения под стражу, взять его под стражу в зале суда.
Срок отбывания наказания в отношении Россохина А.А. постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, при этом зачесть ему в срок отбытия наказания время содержания под стражей в период с 03 ноября 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Гражданские иски потерпевших ФИО13 и ФИО7 постановлено удовлетворить: в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, взыскать с Россохина А.А. в пользу ФИО13 - 7000 рублей, в пользу ФИО7 - 173574 рубля.
В удовлетворении гражданского иска ФИО7 о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей постановлено отказать.
Приговором решена судьба вещественных доказательств и мобильного телефона Россохина А.А. стоимостью 2490 рублей, на который наложен арест.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Приговором суда Россохин А.А. признан виновным в хищении денежных средств ФИО13 в сумме 30000 рублей, путем обмана и злоупотребления доверием, с причинением потерпевшей значительного ущерба, а также в хищении денежных средств ФИО7 в сумме 240000 рублей, путем обмана и злоупотребления доверием, с причинением потерпевшему значительного ущерба.
Эти преступления совершены им в период и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней, к которым судебная коллегия относит "протест" осужденного на возражения заместителя прокурора Кировской области Ломовцева С.А, осужденный Россохин А.А. выражает несогласие с вышеприведенным приговором. Указывает, что судом были учтены выплаты, которые он (Россохин А.А.) осуществил потерпевшей ФИО13 в период с 16 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года в общей сумме 18000 рублей на ее банковскую карту и банковскую карту ее матери ФИО8 с банковской карты своей матери ФИО9, а также со счета своего Qiwi кошелька и кошелька Яндекс-Деньги, но при этом судом не был учтен платеж в сумме 3 000 рублей, осуществленный им 30 октября 2019 года (изначально указывал 30 ноября 2019 года, затем уточнил, что 30 октября 2019 года) с банковской карты своей матери ФИО9 на банковскую карту ФИО13 Ссылаясь на изложенное, заявляет, что всего им было выплачено ФИО13 21000 рублей, а не 18 000 рублей. Обращает внимание на то, что в период с августа 2019 года по январь 2020 года он фактически сожительствовал с ФИО13, при этом подрабатывал, получал доход в пределах 10000 рублей, и основную часть заработанных денег расходовал на приобретение продуктов питания и одежды для детей сожительницы, а также на ведение совместного хозяйства. Указывает, что кроме того в конце июня 2020 года в счет возмещения ущерба он перечислил ФИО13 почтовым переводом 5 000 рублей. Полагает, что с учетом всего вышеприведенного, ФИО13 ущерб он не причинил, тем более - значительный ущерб. Считает, что при таких обстоятельствах приговор в части осуждения его за хищение имущества ФИО13 подлежит отмене, со снижением назначенного ему наказания.
Указывает, что в период предварительного следствия и судебного разбирательства он по вызовам всегда являлся, активно способствовал раскрытию преступления, полностью раскаялся в содеянном, выплачивал денежные средства в счет погашения ущерба, имеет на иждивении мать, которая является инвалидом II группы и имеет тяжелые заболевания, кроме того, он и сам в июле-августе 2020 года переболел "мышиной лихорадкой", ранее проходил лечение в связи с обнаруженным у него туберкулезом в тяжелой форме, и в случае заболевания короновирусной инфекцией, которая распространяется по России и исправительным учреждениям, лечение ему противопоказано. Заявляет, что возможность возместить потерпевшим ущерб в полном объеме у него будет лишь в случае нахождения на свободе, при этом по месту проживания он официально трудоустроен. Ссылаясь на все изложенное, осужденный просит приговор Советского районного суда Кировской области от 03 ноября 2020 года - изменить, отменить его осуждение по ч. 2 ст. 159 УК РФ по эпизоду в отношении ФИО13, и, учитывая заболевания его матери и состояние его здоровья, его семейное положение, эпидемиологическую обстановку в стране, назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы, с применением ст. 73 УК РФ, либо в виде исправительных или принудительных работ.
В возражениях заместитель прокурора Кировской области Ломовцев С.А. указывает, что доводы кассационной жалобы осужденного являются несостоятельными, в связи с чем просит оставить эту жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции осужденный Россохин А.А. и его защитник Руденко А.А. доводы кассационной жалобы и дополнений к ней - поддержали.
Прокурор Лупандин Н.Г. заявил, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы осужденного Россохина А.А. не имеется.
Выслушав стороны судопроизводства, проверив уголовное дело, а также доводы кассационной жалобы (с дополнениями) осужденного Россохина А.А. и возражений заместителя прокурора Кировской области Ломовцева С.А, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Между тем таких нарушений по данному уголовному делу не имеется.
Судебное разбирательство уголовного дела в отношении Россохина А.А. судом первой инстанции осуществлено полно и всесторонне, с соблюдением уголовно-процессуального закона, в том числе требований о состязательности и равноправии сторон, с выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения дела обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу. Суд обеспечил сторонам необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных прав, которыми они реально воспользовались. Заявленные сторонами ходатайства судом разрешены в соответствии с требованиями закона.
Сведений, указывающих на утрату судом беспристрастности и объективности, в деле не имеется.
Пределы судебного разбирательства, предусмотренные ст. 252 УПК РФ, и право подсудимого Россохина А.А. на защиту - судом не нарушены.
Исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств было достаточно для постановления по делу итогового судебного решения, при этом судебное следствие по уголовному делу окончено лишь после того, как стороны завершили представление своих доказательств.
Приговор суда постановлен на допустимых доказательствах.
Описательно-мотивировочная часть приговора содержит описание преступных деяний Россохина А.А, признанных судом доказанными, с указанием мест, времени, способов их совершения, форм вины, мотивов, целей и последствий преступлений; а также доказательства, на которых основаны выводы суда, изложенные в приговоре, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, и обоснование принятых решений по другим вопросам, указанным в ст. 299 УПК РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции подсудимый Россохин А.А. свою вину в инкриминируемых ему преступлениях фактически признал частично, при этом от дачи показаний отказался, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.
В связи с этим в судебном заседании были оглашены показания Россохина А.А, данные им в ходе предварительного расследования в присутствии защитника при допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого, в которых он, изобличая себя, подробно описал обстоятельства, при которых путем обмана и злоупотребления доверием совершил хищение денежных средств ФИО13 в сумме 30000 рублей и денежных средств ФИО7 в сумме 240000 рублей (т. 2 л.д. 71-76, 102-104).
В судебном заседании суда первой инстанции подсудимый Россохин А.А. заявил, что свои вышеуказанные показания, данные на предварительном следствии, он подтверждает. При этом пояснил, что в крайний раз в счет возмещения причиненного ущерба он в июле 2020 года отправил ФИО13 5000 рублей, и на 09 октября 2020 года общая сумма невозмещенного им данной потерпевшей ущерба составляет 7000 рублей. Исковые требования ФИО13 и ФИО7 - он признаёт.
Помимо вышеуказанных показаний Россохина А.А, его вина в инкриминируемых ему преступлениях подтверждена показаниями потерпевшей ФИО13 и ФИО7, свидетелей ФИО12, ФИО8 и ФИО9, протоколами осмотров мест происшествия и предметов (документов), протоколом обыска, сведениями из ПАО "Сбербанк России", ООО "КИВИ Банк", НКО "Яндекс Деньги" и иными подробно приведенными в приговоре доказательствами.
Оснований не доверять показаниям вышеперечисленных потерпевших и свидетелей - у суда не имелось, поскольку эти показания последовательны, непротиворечивы и согласуются с другими исследованными в судебном заседании фактическими данными.
Тщательно оценив исследованные доказательства, суд обоснованно признал Россохина А.А. виновным в хищении денежных средств ФИО13 в сумме 30000 рублей, путем обмана и злоупотребления доверием, с причинением потерпевшей значительного ущерба, а также в хищении денежных средств ФИО7 в сумме 240000 рублей, путем обмана и злоупотребления доверием, с причинением потерпевшему значительного ущерба, - и верно квалифицировал действия подсудимого как два преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 159 УК РФ, убедительно мотивировав в приговоре свои выводы.
По смыслу уголовного закона, мошенничество, то есть хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, признается оконченным с момента, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению. Если предметом преступления при мошенничестве являются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, то такое преступление считается оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб.
С учетом изложенного и исходя из установленных судом обстоятельств уголовного дела, приведенных в приговоре, Россохиным А.А. хищение путем мошенничества денежных средств ФИО13 в общей сумме 30000 рублей окончено 06 октября 2019 года, а хищение тем же путем денежных средств ФИО7 в сумме 240000 рублей - 26 октября 2019 года.
По показаниям вышеуказанных потерпевших, материальный ущерб, причиненный каждому из них в результате совершенных в отношении них Россохиным А.А. мошенничеств, является значительным. С учетом имущественного положения потерпевших, размера их заработной платы, наличия у них на иждивении детей, суд обоснованно признал, что совершенными Россохиным А.А. мошенничествами ФИО13 и ФИО7 причинен значительный ущерб.
То обстоятельство, что по окончании мошенничеств: в отношении ФИО13 - 06 октября 2019 года, и в отношении ФИО7 - 26 октября 2019 года, Россохин А.А, впоследствии, распоряжаясь похищенным, с целью сокрытия преступлений частично возместил потерпевшим причиненный материальный ущерб, - на юридическую квалификацию содеянного Россохиным А.А. не влияет, и может учитываться лишь в качестве смягчающего наказание обстоятельства, а также при разрешении гражданского иска.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы осужденного, исходя из показаний потерпевшей ФИО13, под видом выплаты процентов по предоставленным ею денежным средствам, Россохиным А.А, якобы от своих знакомых, были перечислены: на счет ее банковской карты - 3 000 рублей 18 октября 2019 года; на счет банковской карты ее матери ФИО8 - по 5 000 рублей 06 ноября 2019 года и 06 декабря (в приговоре допущена не влияющая на исход дела техническая ошибка и повторно указано - 06 ноября) 2019 года, и по 2 500 рублей - 18 ноября 2019 года и 18 декабря 2019 года. Кроме того, летом 2020 года Россохин А.А. перевел ей (ФИО13) в счет возмещения ущерба еще 5 000 рублей. По показаниям потерпевшей ФИО13, других перечислений и переводов денежных средств, связанных с хищением у нее 30000 рублей, Россохин А.А. не осуществлял, и на момент рассмотрения уголовного дела в суде сумма невозмещенного ей Россохиным А.А. материального ущерба, причиненного в результате мошенничества, составляет 7000 рублей.
В судебном заседании подсудимый Россохин А.А. вышеприведенные показания потерпевшей подтвердил, и пояснил, что, действительно, общая сумма невозмещенного им ФИО13 материального ущерба составляет 7000 рублей.
С учетом изложенного, то, что помимо обстоятельств, связанных с совершенным Россохиным А.А. мошенничеством, последний и ФИО13, состоявшие в период с июля 2019 года до января 2020 года в фактических брачных отношениях, в рамках ведения совместного хозяйства передавали друг другу денежные средства, в том числе перечисление Россохиным А.А. 30 октября 2019 года 3 000 рублей на счет банковской карты ФИО13, какого-либо значения для данного уголовного дела не имеет.
Наказания, назначенные Россохину А.А. как за отдельные преступления, так и по их совокупности, являются справедливыми, соответствующими требованиям ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ.
Каких-либо смягчающих наказание обстоятельств, которые судом незаконно остались неучтенными, в отношении Россохина А.А. не имеется.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд в отношении Россохина А.А. учел: активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, выразившееся в даче признательных показаний в ходе предварительного расследования, частичное добровольное возмещение ущерба потерпевшим путем возвращения части похищенного, а также признание вины, раскаяние в содеянном, его состояние здоровья, осуществление им ухода за пожилой матерью, являющейся инвалидом 2 группы.
Отягчающим наказание обстоятельством в отношении Россохина А.А. суд правильно признал рецидив преступлений.
С учетом наличия отягчающего наказание обстоятельства, правовых оснований для применения положений ч. 1 ст. 62, ч. 6 ст. 15 УК РФ в отношении Россохина А.А. у суда не имелось.
Выводы суда о необходимости назначения Россохину А.А. наказания в виде реального лишения свободы, и об отсутствии оснований для применения к нему положений ст. ст. 53.1, 64, 73 УК РФ - законны и достаточно мотивированны.
При этом, при назначении Россохину А.А. наказаний, суд обоснованно применил положения ч. 3 ст. 68 УК РФ.
При назначении Россохину А.А. окончательного наказания суд правильно руководствовался ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Вид исправительного учреждения для отбывания лишения свободы осужденному Россохину А.А. судом назначен верно.
Судьба вещественных доказательств и мобильного телефона Россохина А.А, на который был наложен арест, судом разрешена согласно закону.
Гражданские иски ФИО13 и ФИО7 судом рассмотрены с соблюдением уголовно-процессуального закона, с разъяснением сторонам их прав и предоставлением им возможности высказать свое мнение по исковым требованиям. Суммы, подлежащие взысканию с Россохина А.А. в пользу ФИО13 и ФИО7 в счет возмещения причиненного материального ущерба, судом определены правильно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы (с дополнениями) осужденного Россохина А.А. не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.13 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Советского районного суда Кировской области от 03 ноября 2020 года в отношении Россохина А.А. - оставить без изменения, а кассационную жалобу (с дополнениями) осужденного Россохина А.А. - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.