Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Шайдуллина Р.Р. и Арзамасовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казариновой Татьяны Дмитриевны и кассационное представление прокурора Кировской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г, а также кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области (межрайонное) на решение Яранского районного суда Кировской области от 10 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г. по гражданскому делу N 2-425/2020 по иску прокурора Яранского района Кировской области в интересах Казариновой Татьяны Дмитриевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области (межрайонное) и Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области о возложении обязанности включить период работы в общий страховой стаж и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, объяснения истца Казариновой Т.Д, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области (межрайонное) Емелиной Е.В, действующей на основании доверенности от 03 февраля 2021 г. N 495-09, заключение прокурора шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В, полагавшей необходимым постановление суда апелляционной инстанции отменить в части, а решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Яранского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах Казариновой Т.Д, мотивируя тем, что с 09 мая 2014 г. Казаринова Т.Д. является получателем страховой пенсии по старости. Общий трудовой стаж истца составил 17 лет 07 месяцев 24 дня.
09 октября 2019 г. Казаринова Т.Д. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФ РФ в Яранском районе) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с тем, что при назначении пенсии не был учтен трудовой стаж за период работы с 12 декабря 1996 г. по 28 июня 1997 г. в Крестьянском хозяйстве ФИО11 в должности продавца. В удовлетворении данного заявления истцу было отказано в связи с тем, что в МИФНС N 5 и пенсионном органе отсутствуют сведения об уплате работодателем страховых взносов за Казаринову Т.Д. за указанный период времени.
Вместе с тем, в трудовой книжке Казариновой Т.Д. имеется запись о приеме с 12 декабря 1996 г. на работу в Крестьянское хозяйство ФИО11 на должность продавца на основании приказа N 17 от 12 декабря 1996 г, а также запись от 28 июня 1997 г. об увольнении на основании приказа N 25 от 28 июня 1997 г. в связи с переводом к другому работодателю.
18 января 2016 г. Крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО11 ликвидировано.
В ходе проведения проверки была получена копия справки о доходах истца за 1997 г, подписанная ФИО11, из которой следует, что работодатель производил отчисления в пенсионный фонд на работника.
С учетом изложенного, прокурор просил суд: обязать ответчиков включить в общий страховой стаж период работы Казариновой Т.Д. в Крестьянском (фермерском) хозяйстве ФИО11 с 12 декабря 1996 г. по 28 июня 1997 г. в должности продавца и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 09 мая 2014 г.; а также взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход государства.
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции Казаринова Т.Д. дополнила исковые требования, наряду с перечисленными выше требованиями просила суд обязать УПФ РФ в Яранском районе включить в ее общий страховой стаж период работы у ИП ФИО3 с 29 марта 1997 г. по 19 декабря 1997 г. в должности продавца и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 09 мая 2014 г.
Решением Яранского районного суда Кировской области от 10 ноября 2020 г. исковые требования прокурора Яранского района Кировской области в интересах Казариновой Т.Д. удовлетворены, УПФ РФ в Яранском районе обязано включить в общий страховой стаж истца периоды работы в Крестьянском (фермерском) хозяйстве ФИО11 с 12 декабря 1996 г. по 28 июня 1997 г. в должности продавца и у ИП ФИО4 с 29 июня 1997 г. по 19 декабря 1997 г. в должности продавца, а также произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости ФИО1 с 09 мая 2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции изменено:
- отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Яранского района Кировской области в интересах Казариновой Т.Д. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области;
- УПФ РФ в Яранском районе обязано произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Казариновой Т.Д. с учетом включения в ее страховой стаж периодов работы: с 12 декабря 1996 г. по 28 июня 1997 г. в должности продавца в КФХ ФИО11 - с 01 ноября 2019 г.; с 29 июня 1997 г. по 19 декабря 1997 г. в должности продавца у ИП ФИО4 - с 01 ноября 2020 г.
В кассационной жалобе Казариновой Т.Д. и в кассационном представлении прокурора Кировской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г. в части установления дат перерасчета пенсии. Основаниями для отмены судебного акта заявители указывают нарушения норм материального права.
УПФ РФ в Яранском районе в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные. Основаниями для отмены судебных актов ответчик указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец Казаринова Т.Д, принимающая участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Яранского районного суда Кировской области, доводы кассационной жалобы поддержала, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части изменения даты перерасчета пенсии, оставив в данной части в силе решение суда первой инстанции.
Также в судебное заседание, проводимое посредством использования системы видеоконференц-связи Яранского районного суда Кировской области, в качестве представителя истца явилась Ляхова Л.Н. Однако, поскольку в нарушение требований части 2 статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ляховой Л.Н. не представлен документ, подтверждающий наличие у нее высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности (диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра, диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, диплом кандидата наук или диплом доктора наук), судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции отказала в допуске названного выше лица к участию в деле в качестве представителя истца.
Представитель УПФ РФ в Яранском районе Емелина Е.В, также принимающая участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Яранского районного суда Кировской области, доводы кассационной жалобы пенсионного органа поддержала, просила отменить обжалуемые судебные акты и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области и Межрайонной ИФНС N 5 по Кировской области, а также третье лицо ФИО11 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, с 09 мая 2014 г. Казаринова Т.Д. является получателем страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ в Яранском районе от 22 октября 2019 г. N 139/н истцу отказано во включении в страховой стаж периода работы в Крестьянском фермерском хозяйстве ФИО11 с 01 января 1997 г. по 28 июня 1997 г, в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату обязательных платежей.
Решением того же пенсионного органа от 26 октября 2020 г. N 140/3 Казариновой Т.Д. отказано во включении в страховой стаж периода работы у ИП ФИО3 с 29 марта 1997 г. по 19 декабря 1997 г. в должности продавца в связи с тем, что записи в трудовой книжке истца под номерами 51, 52 произведены с нарушениями (не указана причина увольнения, основания внесения записей). В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Казариновой Т.Д. указанный период деятельности не отражен.
Вместе с тем, судами установлено, что в период с 12 декабря 1996 г. по 28 июня 1997 г. Казаринова Т.Д. работала в Крестьянском хозяйстве ФИО11 в должности продавца. В трудовой книжке истца имеется запись о ее приеме с 12 декабря 1996 г. на работу в Крестьянское хозяйство Шурыгина В.М. на должность продавца, на основании приказа N 17 от 12 декабря 1996 г, запись от 28 июня 1997 г. об увольнении из организации на основании приказа N 25 от 28 июня 1997 г, в связи с переводом к другому работодателю ИП ФИО3
С 29 июня 1997 г. по 19 декабря 1997 г. Казаринова Т.Д. работала у ИП ФИО3
Справками о доходах истца, представленными в налоговую инспекцию и выданными Казариновой Т.Д. работодателями - ФИО11 и ИП ФИО3, 26 января 1998 г, следует, что названными работодателями начислялись за работника взносы в пенсионный орган.
Из представленных в дело справки и извещения следует, что за период с 23 сентября 1996 г. по 31 декабря 1996 г. истцом уплачены страховые взносы в пенсионный орган.
В декларации о доходах за 1997 г, поданной истцом в отчетный период в налоговый орган, указаны доходы, полученные Казариновой Т.Д. в период работы в КФХ ФИО11 и у ИП ФИО3, а также начисления страховых взносов в пенсионный орган.
Указанные выше письменные доказательства о работе истца продавцом по трудовым договорам в рассматриваемые периоды у указанных работодателей подтверждены также показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 4, 8, 11, 13, 14, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), пунктами 10, 11, 16 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 (далее по тексту - Правила от 02 октября 2014 г. N 1015), статьей 237 КЗоТ РСФСР, статьей 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 г, статьей 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего в спорные периоды работы, пунктом 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 г. N 190, регулирующими спорные правоотношения, и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 04 декабря 2007 г. N 950-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1551-О, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку факт работы Казариновой Т.Д. в крестьянском хозяйстве ФИО7 и у ИП ФИО4, а также начисление и неполная уплата страховых взносов подтверждены материалами дела, а ненадлежащее внесение работодателем записей в трудовую книжку и не выполнение ими обязанности по уплате страховых взносов за работника не должно нарушать гарантированное государством право истца на пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выше выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для зачета спорных периодов работы Казариновой Т.Д. в ее страховой стаж и правовым обоснованием данных выводов.
Вместе с тем, изменяя решение суда первой инстанции в части установления даты перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно решениям УПФ РФ в Яранском районе от 22 октября 2019 г. и от 26 октября 2020 г, с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов работы в КФХ ФИО11 и у ИП ФИО4 истец обратилась 09 октября 2019 г. и 23 октября 2020 г. соответственно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пришел к выводу о том, что перерасчет пенсии истцу следует производить: с 01 ноября 2019 г. - с учетом периода работы в крестьянском хозяйстве; и с 01 ноября 2020 г. - с учетом периода работы у ИП Протасова С.А, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера трудовой пенсии, с учетом включенного решением суда периода работы.
Также, суд апелляционной инстанции указал на то, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства истца является УПФ РФ в Яранском районе, которое уполномочено разрешать вопросы о назначении, перерасчете и выплате трудовых пенсий лицам, проживающим на территории Яранского района Кировской области, а потому, исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к компетенции Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области не отнесено разрешение спорных вопросов, в связи с чем исковые требования, предъявленные к названному ответчику, подлежат оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для зачета спорных периодов работы Казариновой Т.Д. в ее страховой стаж и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы УПФ РФ в Яранском районе, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 4, 8, 11, 13, 14, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, пунктам 10, 11, 16 Правил от 02 октября 2014 г. N 1015, статье 237 КЗоТ РСФСР, статье 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 г, статье 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего в спорные периоды работы, пункту 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 г. N 190), разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 10 июля 2007 г. N 9-П, определения от 04 декабря 2007 г. N 950-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1551-О), а также обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе УПФ РФ в Яранском районе, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы УПФ РФ в Яранском районе об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о зачете спорных периодов работы Казариновой Т.Д. в ее страховой стаж основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений в данной части. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции о неверном установлении судом первой инстанции даты перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату назначения Казариновой Т.Д. пенсии - 09 мая 2014 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пунктах 10, 11, 16 которых указано, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией от 17 ноября 2014 г. N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, с указанием перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечня недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части установления даты перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости, приведенные выше нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применил и не учел допущенные пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Казариновой Т.Д. о назначении пенсии, приведшие к неверном расчету ее размера и несвоевременному получению истцом страховой пенсии по старости в полном размере.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при принятии заявления Казариновой Т.Д. о назначении пенсии пенсионным органом ей не разъяснялось какие именно документы она должна представить дополнительно в целях зачета спорных периодов работы в страховой стаж, соответствующее письменное извещение, содержащее такие разъяснения, истцу не вручалось и не направлялось, вследствие чего она была лишена возможности в течение установленного законом трехмесячного срока представить в УПФ РФ в Яранском районе документы в подтверждение факта работы в спорные периоды.
При этом, обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции опровергнуты не были.
Ввиду вышеизложенного выводы суда апелляционной инстанции о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, регламентирующей порядок и сроки перерасчета страховой пенсии по старости, являются неправомерными, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения решения суда первой инстанции в части установления даты перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости.
С учетом приведенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г. в указанной выше части нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в данной части и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г. отменить в части изменения решения Яранского районного суда Кировской области от 10 ноября 2020 г. и возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области (межрайонное) обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Казариновой Татьяны Дмитриевны с учетом включения в страховой стаж периодов работы: с 12 декабря 1996 г. по 28 июня 1997 г. в должности продавца в Крестьянском (фермерском) хозяйстве ФИО11 - с 01 ноября 21019 г.; с 29 июня 1997 г. по 19 декабря 1997 г. в должности продавца у ИП ФИО4 - с 01 ноября 2020 г, в отмененной части оставить в силе решение Яранского районного суда Кировской области от 10 ноября 2020 г.
В остальной части решение Яранского районного суда Кировской области от 10 ноября 2020 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 04 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Яранском районе Кировской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Р.Р. Шайдуллин
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.