Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ромасловской И.М.
судей Романова М.В, Никоновой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления образования администрации г.Оренбурга, МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N39" на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 марта 2021г. по гражданскому делу N 2-2165/2020 по исковому заявлению прокурора Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N39", Управлению образования администрации г.Оренбурга о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Романова М.В, объяснения прокурора Чернышевой Г.Ю, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, с учетом представленных уточнений, просил обязать Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 39" г. Оренбурга выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга, а именно: в срок до 01 декабря 2022 года обеспечить объект лицензированной охраной, установить охранную сигнализацию в помещениях с материальными ценностями (приемная и кабинет директора, компьютерный класс-кабинет N 8, расположенный на втором этаже здания школы); установить камеры видеонаблюдения, обеспечивающие охват видеонаблюдением критических элементов и опасных участков МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга (коридоры первого и второго этажей, фойе, спортивный зал, расположенные на первом этаже, буфет-раздаточная, пищеблок-электроплиты, расположенные на первом этаже, запасные входы-выходы); оборудовать на первом этаже здания помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); установить ограждение по периметру здания МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга (со стороны проспекта Паркового г.Оренбурга).
Обязать Управление образования администрации города Оренбурга в срок до 01 января 2022 года профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга (обеспечение МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга лицензированной охраной, установка охранной сигнализации в помещениях с материальными ценностями (приемная, кабинет директора, компьютерный класс-кабинет N 8, расположенный на втором этаже здания школы); установка камер видеонаблюдения, обеспечивающих охват видеонаблюдением критических элементов и опасных участков МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга (коридоры первого и второго этажей, фойе, спортивный зал, расположенные на первом этаже, буфет-раздаточная, пищеблок-электроплиты, расположенные на 1-ом этаже, запанные входы); оборудование на первом этаже здания помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); установка ограждения по периметру здания МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга (со стороны пр.Паркового г.Оренбурга).
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2020г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 марта 2021г, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах заявителями ставится вопрос об отмене судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к необоснованному понуждению судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определённых расходов, что является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании прокурор просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст.2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 28 Закона N 273 предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
На основании ч. 8 ст. 41 Закона N 273, охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 19 Закона Оренбургской области от 06.09.2013 N 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" также предусмотрено, что в образовательных организациях Оренбургской области создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.9 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N35-Ф3 от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга на основании лицензии N 1905 от 24 августа 2015 года осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: г.Оренбург, пр. Парковый, д.40, используемом на праве оперативного управления.
Учредителем МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга является муниципальное образование "город Оренбург". Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Оренбурга в лице Управления образования администрации г.Оренбурга.
По результатам категорирования, проведенного 13 ноября 2019 года, МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга присвоена третья категория опасности, о чем составлен Акт обследования объекта (территории).
По результатам проведенного категорирования и обследования МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга Комиссией 13 ноября 2019 года сделан вывод о том, что охрана объекта не способна противостоять попыткам совершения террористических актов и иных противоправных действий (п.п. "а" пункта 6.2 Акта обследования). В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта необходимо выполнить ряд мероприятий, в том числе: обеспечить объект лицензированной охраной, установить охранную сигнализацию, оборудовать на 1-м этаже здания помещение для охраны, установить ограждение по периметру здания МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга (со стороны проспекта Паркового г.Оренбурга) (пп. "б" пункта 6.2 Акта обследования). В соответствии с п.п. "в" пункта 6.2 Акта обследования срок исполнения мероприятий, указанных в пп. "б" пункта 6.2 Акта обследования, не может превышать два финансовых года.
Проверкой установлено, что по состоянию на 12 августа 2020 года в нарушение требований законодательства охрана МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга лицензированной охранной организацией не осуществляется, образовательная организация охранной сигнализацией не оборудована.
На первом этаже здания МОАУ "СОШ N 39 г.Оренбурга помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) не оборудовано.
Кроме того, проверкой установлено, что со стороны пр.Паркового г.Оренбурга отсутствует ограждение территории МОАУ "СОШ N 39" г.Оренбурга, что способствует бесконтрольному пребыванию на территории образовательной организации посторонних лиц.
Судом установлено, что МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N39" - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана. МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N39"- образовательное учреждение-осуществляющее в качестве основной цели его деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (п.1.1, 1.2 Устава).
Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что ее учредителем является МО "город Оренбург". Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Оренбурга в лице управления образования администрации г.Оренбурга (п.1.5).
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения (пп.14 п.3.3 ч.3 Устава).
Уставом определено, что школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников школы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований с учетом того, что выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Свои выводы суды первой и апелляционной инстанций обосновали, они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в деле, доказательств.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных актов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущество одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 марта 2021г. оставить без изменения, кассационные жалобы Управления образования администрации г.Оренбурга, МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N39" - без удовлетворения.
Председательствующий И.М. Ромасловская
Судьи М.В. Романов
О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.