Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 29 июня 2021 г.) жалобу защитника Маммедова Акбара Вейсал оглы Магомедгаджиевой Розалии Асав-Алиевны на вступившие в законную силу постановление судьи Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 апреля 2021 г., вынесенные в отношении Маммедова Акбара Вейсал оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г, гражданин Республики Азербайджан Маммедов А.В.о, 28 декабря 1998 года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При этом постановлено: до осуществления принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации поместить Маммедова А.В.о. в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Дагестан.
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 апреля 2021 г. постановление судьи Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г. в части: назначено административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда; Маммедов А.В.о. из Центра временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Дагестан освобожден. В остальной части постановление судьи Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Магомедгаджиева Р.А-А, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит отменить вынесенные в отношении Маммедова А.В.о. судебное акты и производство по делу прекратить.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Маммедова А.В.о. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" от 18 апреля 2020 г. N 274 (далее - Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274) с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 года включительно были приостановлены сроки временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроки, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период; сроки действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы.
Как следует из материалов дела, 8 апреля 2021 г. в 10 часов 00 минут в ходе проведения мониторинга миграционной ситуации на обслуживаемой территории на ул. Тотурбиева в г. Хасавюрт Республики Дагестан выявлен гражданин Республики Азербайджан Маммедов А.В.о, который прибыл на территорию Российской Федерации 16 марта 2020 г. и имел миграционную карту с периодом действия по 14 июня 2020 г.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении указанного иностранного гражданина протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу, что Маммедов А.В.о. находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного режима пребывания (проживания), выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания; им нарушены требования ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Судья Верховного Суда Республики Дагестан, рассматривая жалобу защитника Маммедова А.В.о. Магомедгаджиевой Р.А-А, с выводами судьи городского суда о нарушении иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившемся в отсутствии у него документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, согласился, однако с учетом положений подпункта "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274, согласно которому в период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о принудительном административном выдворении за пределы Российской Федерации, изменил вынесенное по делу постановление, назначив Маммедову А.В.о. административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении нижестоящими судебными инстанциями не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса, устанавливающей обязанность судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Требования приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нижестоящими судебными инстанциями не выполнены.
Согласно материалам дела, Маммедов А.В.о. прибыл на территорию Российской Федерации 16 марта 2020 г. до принятия Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 в порядке, не требующем получения визы, и поставлен в установленном законом порядке на миграционный учет по месту пребывания по адресу: "адрес", сроком до 14 июня 2020 г. (л.д. 5, 11-13).
Таким образом, истечение срока временного пребывания Маммедова А.В.о. на территории Российской Федерации, а также срока действия его миграционной карты приходилось на период, указанный в названном Указе Президента Российской Федерации, следовательно подлежали приостановлению.
В силу подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - 2 Указ Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791) действие подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа (с 15 декабря 2020 г.) не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791 действие подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 по истечении 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу настоящего Указа, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство, не распространяется на лиц, имеющих гражданство такого иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории такого иностранного государства.
Перечень иностранных государств, граждане которых и лица, имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в которых, могут въезжать в Российскую Федерацию из этих государств через воздушные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, приведен в Приложении N 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений". Согласно внесенным в него распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2021 г. N 228-р, то есть вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791, изменениям воздушное сообщение с Азербайджаном открыто 3 февраля 2021 г.
Таким образом, на момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Азербайджан Маммедова А.В.о. он состоял на миграционном учете, срок которого с учетом того, что действие подпунктов "а", и "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 сохраняется в течение 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791, не истек, следовательно, на законных основаниях находился на территории Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного выводы судебных инстанций о том, что Маммедовым А.В.о. допущено нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, является неправильным, сделан без учета приведенных выше положений закона, не основан на фактических обстоятельствах дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 апреля 2021 г, вынесенные в отношении Маммедова А.В.о. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Маммедова Акбара Вейсал оглы Магомедгаджиевой Розалии Асав-Алиевны удовлетворить.
Постановление судьи Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 22 апреля 2021 г, вынесенные в отношении Маммедова Акбара Вейсал оглы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья городского суда Гереев К.З, судья Верховного Суда
Республики Дагестан Магомедова З.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.