Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 21 июня 2021 г.) жалобу Малачевой Зумрат Магомедовны на вступившие в законную силу постановление судьи Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 18 марта 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 г., вынесенные в отношении Малачевой Зумрат Магомедовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 18 марта 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Малачева З.М. выражает несогласие с вынесенными в отношении неё судебными актами, считая их незаконными, и просит производство по делу прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила N 417).
Правила N 417 предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил N 417).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, в первую очередь установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В целях предотвращения угрозы распространения на территории Республики Дагестан коронавирусной инфекции (COVID-2019) и выполнения правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации Указом главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 г. N 17 введен режим повышенной готовности.
В дальнейшем действие ограничительных мер, введенных названным Указом, продлевалось, в него вносились изменения.
В частности Указом главы Республики Дагестан от 27 марта 2020 года N 22 в Указ главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 г. N 17 внесены изменения, согласно которым временно приостановлены работа банкетных залов, ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов; работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, объектов розничной торговли продуктов питания и товаров первой необходимости, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки; работа салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Пунктом 3 Указа Врио главы Республики Дагестан N 96 от 23 октября 2020 г. "О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан" установлено, что с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Республики Дагестан, решений Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей благополучия человека оперативный штаб по предупреждению завоза распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан вправе принимать решения о поэтапном снятии и повторном введении ограничительных мер, установленных Указом главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 г. N 17 "О введении режима повышенной готовности".
Оперативным штабом по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан (протокол N 44-ОШ от 3 ноября 2020 г. утвержден Врио главы Республики Дагестан) рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов ввести запрет на работу кальянных.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Малачева З.М. 18 декабря 2020 г. в 17 часов 30 минут в кафе " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", в нарушение пункта 3 Указа Главы Республики Дагестан N 96 от 23 октября 2020 г. "О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан", протокола заседания оперативного штаба от 3 ноября 2020 г. N 44-ОШ, утвержденного главой Республики Дагестан, оказывала населению услуги по реализации и потреблению табачной продукции (кальяна).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими, вопреки доводам жалобы, оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно выписке из ЕГРИП Малачева З.М. является индивидуальным предпринимателем.
Действия индивидуального предпринимателя Малачевой З.М. квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Довод жалобы о том, что в действиях индивидуального предпринимателя Малачевой З.М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на ошибочном толковании приведенных выше правовых норм, и на выводы нижестоящих судебных инстанций не влияют. Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, в том числе Указа главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 г. N 17 с изменениями и дополнениями, Указа Врио главы Республики Дагестан N 96 от 23 октября 2020 г, решения оперативного штаба по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан, нижестоящие судебные инстанции верно указали на то, что индивидуальный предприниматель Малачева З.М. не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Вопреки доводам жалобы, нарушение требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении не установлено. Признать, что должностным лицом, проводившим проверку и составившим процессуальные документы, подписи Малачевой З.М. подделаны, оснований не имеется, поскольку указанное обстоятельство объективными данными не подтверждается.
Также не подтверждается довод жалобы о ненадлежащем извещении Малачевой З.М. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как усматривается из материалов дела, в связи с согласием Малачевой З.М. на уведомление её о месте и времени рассмотрения дела посредством СМС-сообщения (л.д. 16), на указанный ею номер телефона 4 марта 2021 г. направлено СМС-сообщение, в котором она извещалась о рассмотрении дела об административном правонарушении 18 марта 2021 г, что согласуется приведенными выше нормами и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации. Согласно отчету об извещении, сообщение имеет статус доставленного (л.д. 22).
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Малачевой З.М. к административной ответственности соблюдены. Как следует из протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, административное правонарушение Малачевой З.М. совершено 18 декабря 2020 г. Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей городского суда 18 марта 2021 г, то есть до истечения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии индивидуального предпринимателя Малачевой З.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении была рассмотрена судьей Верховного Суда Республики Дагестан в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Малачевой З.М. в соответствии и в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 18 марта 2021 г, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 18 мая 2021 г, вынесенные в отношении Малачевой Зумрат Магомедовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Малачевой Зумрат Магомедовны - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А.Нафиков
Справка:
судья городского суда Францева О.В.
судья Верховного Суда
Республики Дагестан Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.