Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Экоград" Коньшиной Елены Петровны на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 18 октября 2019 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 17 декабря 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 7 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экоград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 18 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Экоград" (далее по тексту - ООО "Экоград", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Урицкого районного суда Орловской области от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Орловского областного суда от 7 февраля 2020 года, постановление вышеуказанного должностного лица изменено, снижен размер назначенного наказания до 125 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Коньшина Е.П. просит отменить акты, вынесенные в отношении ООО "Экоград" по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N 300 в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Орловской области от 24 декабря 2015 года N 1896-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области", постановлением Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 года N 49 "Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 18 декабря 2015 года N 1896-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области" утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
24 августа 2018 года между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО "УК "Зеленая роща" (региональный оператор) заключено соглашение N 222-Д/18, в соответствии с которым по результатам конкурсного отбора Департамент поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области, соглашением.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Орловской области в пределах зоны деятельности, определенной соглашением в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, действующими на территории Орловской области.
На территории Орловской области организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов в 2019 году осуществлялась в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области N313 от 12 октября 2016 года, которая действовала до 16 сентября 2019 года.
Действующей с 16 сентября 2019 года территориальной схемой, утвержденной приказом Департамента от 16 сентября 2019 года N 443, установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования) до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления).
Данной территориальной схемой определен объект, на который должны быть транспортированы остатки от сортировки отходов ("хвосты") и движение отходов - полигон захоронения ТКО ООО "Экостройсервис".
При этом реализация Территориальной схемы обращения с отходами обеспечивалась ООО "УК "Зеленая роща" посредством заключения соответствующих договоров на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, оказания услуг по обработке отходов, оказания услуг по захоронению отходов.
Так, между региональным оператором ООО "УК "Зеленая роща" и ООО "Экоград" заключены договоры на 2019 год на оказание услуг по транспортированию ТКО от мест накопления отходов до объекта обработки ООО "Экоград".
Кроме этого, в связи с тем, что ООО "Экоград" помимо оказания услуг по транспортированию отходов, оказывает услуги по обработке отходов, 1 января 2019 года между "УК "Зеленая роща" и ООО "Экоград" (исполнитель) был заключен договор N 4/О на оказание услуг по обработке отходов, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обработке отходов IV-V класса опасности на объекте, расположенном по адресу: Орловская область, Урицкий район, пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 28, а заказчик - по передаче отходов исполнителю и своевременной оплате услуг по обработке отходов.
Таким образом, складирование отходов после переработки на основании договора N 4/О от 1 января 2019 года осуществлялось на временных площадках ООО "Экоград" в Урицком районе, пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 28.
Земельные участки с кадастровыми номерами 57:06:0010201:20, 57:06:0010201:21, расположенные по адресу: Орловская область, район Урицкий, пгт. Нарышкино, ул. Лермонтова, д. 28, площадью 8808 кв.м и 26406 кв.м принадлежат на праве собственности Хроменкову Д.Г..
Указанные земельные участки переданы Хроменковым Д.Г. в аренду ООО "Экоград" на основании договоров аренды от 12 августа 2019 года и 1 ноября 2018 года.
23 июля 2019года заместителем Урицкого межрайонного прокурора вынесено решение N52 о проведении проверки соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства при обращении с отходами на территории ООО "Экоград" по адресу: Орловская область, п. Нарышкино, ул. Лермонтова, 28.
По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями материал проверки был направлен Руководителю Управления Роспотребнадзора по Орловской области для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области N1462 от 18 октября 2019 года ООО "Экоград" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указано на выявленные нарушения Обществом статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 - оставшиеся после сортировки твердые коммунальные отходы на территории общества хранятся на открытых площадках, незащищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров; пункта 4.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 - отсортированные отходы размещены на системе очистных сооружений, что препятствует сбросу поверхностных загрязненных стоков на очистные сооружения; пункта 4.23 СанПиН 2.1.7.1322-03 - отходы размещаются на грунте, щебне, что не предотвращает попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты; пункта 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03 - не проводится мониторинг состояния почвы в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, санитарно-защитной зоне.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 1430 от 03 сентября 2019 года (т.1 л.д.9-11), материалами проверки, проведенной Урицкой межрайонной прокуратурой, в том числе: протоколом осмотра помещений, территорий ООО "Экоград" от 23 июля 2019 года с приложением фотографий (т.1 л.д.80-84), актом проверки N52 от 29 июля 2019 года (т.1 л.д.85-86), копиями договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО от 17 декабря 2018 года, от 18 декабря 2018 года (т.1 л.д.96-110), копией договора на оказание услуг по обработке отходов от 1 января 2019 года (т.1 л.д.29-31), технологическим регламентом по обращению с отходами ООО "Экоград" с приложениями (т.1 л.д. 113-120) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных заместителем главного государственного санитарного врача по Орловской области и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования собранных по делу доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции пришли к выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, доводы Общества в отношении регионального оператора ООО "УК "Зеленая роща" не влекут освобождение ООО "Экоград" от административной ответственности.
ООО "Экоград" относится к предприятиям 1 класса опасности "Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты" мощностью от 80 тыс. т/год.
Заключая с ООО "УК "Зеленая роща" 1 января 2019 года договор на оказание услуг по обработке отходов, Общество взяло на себя обязательство осуществлять складирование отходов согласно требованиям действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления (п.1.4).
Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о том, что доказательства добыты с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Из материалов дела не следует, что в ходе производства по делу допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущие отмену состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства обстоятельств и собранных доказательств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено с учетом применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 18 октября 2019 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 17 декабря 2019 года, решение судьи Орловского областного суда от 7 февраля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Экоград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Экоград" Коньшиной Елены Петровны - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.