Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Халтуриной Варвары Геннадьевны на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Халтуриной Варвары Геннадьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 30 апреля 2021 года, Халтурина В.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 188 рублей 25 копеек.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Матвеев Н.А. просит изменить судебные акты, вынесенные в отношении нее, и назначить административного наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Изучение доводов жалобы и представленных материалов позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Из пунктов 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено указанным Кодексом.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, в числе прочего, что частью 1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены Главой 37 ТК ЕАЭС, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанным в г. Минске 10 октября 2014 года (дата вступления в силу Договора 2 января 2015 года).
Согласно пункту 1 статьи 5 ТК ЕАЭС территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Евразийского экономического союза. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении) Республика Армения присоединилась в Договору о ЕАЭС, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.
В соответствии со статьей 1 Договора о присоединении применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению N 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению N 4 к настоящему Договору.
Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств - членов ЕАЭС, определены пунктами 30-37 Приложения N 3 к Договору о присоединении.
Порядок ввоза, а также необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от того, каким статусом обладает ввозимый физическими лицами для личного пользования автомобиль, а именно статусом иностранного товара, или товара ЕАЭС.
Как усматривается из представленных материалов, основанием для привлечения Халтуриной В.Г. к административной ответственности явился вывод суда первой инстанции о том, что 25 августа 2020 года в 13 часов 40 минут в результате совместных мероприятий, проводимых Саратовской таможней и УГИБДД 1 У МВД России по Саратовской области, по информации оперативно-аналитического отделения Саратовской таможни, инспектором полка ДПС ГИБДД МВД РФ по городу Саратову по адресу: город Саратов, улица Большая Горная, дом 1 остановлено транспортное средство "MERCEDES-BENZ R-350", 2008 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак (Республика Армения) 36 LN 311, под управлением гражданки Российской Федерации Халтуриной В.Г, которая на основании свидетельства об учете транспортного средства РН388368, выданного 13 августа 2019 года полицией Республики Армения, является собственником указанного транспортного средства, использует и передвигается на нем по территории Российской Федерации незаконно.
При этом в соответствии со служебной запиской от 25 августа 2020 года N 04-05-13/0244 оперативно-аналитическим отделением Саратовской таможни представлены письма Комитета государственных доходов Республики Армения от 30 декабря 2019 года N 5-4/81572-2019 и представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Армения от 12 декабря 2019 года N 01-15/476, в соответствии с которым транспортное средство "MERCEDES-BENZ R-350", 2008 года выпуска, VIN N, было ввезено на территорию Республики Армения и задекларировано в таможенных органах Республики Армения 12 августа 2019 года гражданкой Российской Федерации Варварой Халтуриной по таможенной декларации N05100033/120819/0000470276.
При этом сумма уплаченных ввозных таможенных платежей по ставкам Республики Армения составила 1202847 армянских драм (по курсу ЦБ РФ на дату декларирования 12 августа 2019 года - 164790, 04 рублей), которые уплачены по таможенному приходному ордеру N 05100033/120819/0000470276.
13 августа 2019 года данное транспортное средство зарегистрировано в полиции Республики Армения на имя Халтуриной В.Г, транспортному средству присвоен учетный номер N, выдано свидетельство об учете транспортного средства N.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет (раздел "Информация о таможенном оформлении легковых автомобилей, ввезенных на территорию государств-членов ЕАЭС") транспортное средство "MERCEDES-BENZ R-350", 2008 года выпуска, VIN N выпущено в свободное обращение в Республике Армения 12 августа 2019 года.
Информация о совершении таможенных операций по таможенному декларированию данного транспортного средства на территории Российской Федерации отсутствует. Согласно предварительному расчету, произведенному оперативно-аналитическим отделением Саратовской таможни, ориентировочная сумма неуплаченных таможенных платежей в бюджет Российской Федерации составляет 1588814 рублей 96 копеек (за вычетом уплаченных в Республике Армения).
Факт совершения административного правонарушения и вина Халтуриной В.Г. в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается указанными документами и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу пунктов 13, 31, 33 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (приложения N 3) ввезенный на территорию Республики Армения из третьих стран автомобиль "MERCEDES-BENZ R-350" и помещенный после подписания Договора под таможенный режим ввоза для свободного обращения, в отношении которого таможенная пошлина уплачена по ставкам, отличающимся от установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, в Российской Федерации признается иностранным товаром.
Следовательно, в отношении данного автомобиля, при его ввозе на территорию Российской Федерации (других государств - членов Евразийского экономического союза) проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В случае если таможенные пошлины в отношении такого автомобиля не были уплачены в бюджет Республики Армения в размере, предусмотренном Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании автомобиля в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыл автомобиль.
Приобретенный Халтуриной В.Г. в Республике Армения, а затем ввезенный в Российскую Федерацию автомобиль "MERCEDES-BENZ R-350" задекларирован не был.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Халтуриной В.Г. в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Доводы Халтуриной В.Г. о возможности замены назначенного наказания в виде административного штрафа на конфискацию, были предметом рассмотрения судьей областного суда, с выводами которого нельзя не согласиться.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
В качестве смягчающих административную ответственность Халтуриной В.Г. обстоятельств суд учел признание вины в совершении правонарушения, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Отягчающих наказание обстоятельств судом установлено не было.
При вынесении оспариваемых постановления и решения судами первой и второй инстанции были учтены конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, отсутствие существенных негативных последствий для охраняемых общественных отношений, в связи с чем административное наказание было назначено размере ниже низшего предела, установленном санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 90 188 рублей 25 копеек. Оснований для дальнейшего снижения размера назначенного штрафа из представленных материалов не усматривается.
Кроме того, административный штраф, указанный в пункте 2 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является менее строгим видом административного наказания, чем конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, указанная в пункте 4 части 1 названной статьи.
Таким образом, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой более строгий вид административного наказания, чем административный штраф.
При наличии смягчающих вину Халтуриной В.Г. обстоятельств и отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назначение ей более строгого административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения не отвечает целям административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Кировского районного суда г. Саратова от 12 февраля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 30 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Халтуриной Варвары Геннадьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Халтуриной Варвары Геннадьевны - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.