Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Потеминой Е.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А.
с участием прокурора Юнусовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ "Войсковая часть 52583" к Великодному А.А, Великодной А.М. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении, возложении обязанности сдать жилое помещение
по кассационным жалобам ФКУ "Войсковая часть 52583" и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ "Войсковая часть 95006" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, выслушав заключение прокурора Юнусовой А.И, полагавшей, что отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия
установила:
ФКУ "Войсковая часть 52583" обратилось в суд с иском к Великодному А.А. и Великодной А.М, с учетом уточнения требований, истец просил признать утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"- "адрес" "адрес", выселить из данной квартиры и возложить обязанность сдать её по акту должностным лицам войсковой части, ссылаясь на увольнение Великодного А.А. с военной службы.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2019 г. (с учетом определения от 17 мая 2019 г. об исправлении описки) исковые требования удовлетворены.
Великодный А.А. и Великодная А.М. признаны утратившими право пользования и выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"- "адрес", "адрес".
На Великодного А.А. возложена обязанность сдать по акту указанное служебное жилое помещение должностным лицам ФКУ "Войсковая часть 52583".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 8 июля 2019 г. данное решение отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ФКУ "Войсковая часть 52583".
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 г. указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 мая 2020 г. решение Чеховского городского суда Московской области от 16 января 2019 г. оставлено без изменения.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 г. апелляционное определение от 20 мая 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2021 г. решение суда первой инстанции отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ФКУ "Войсковая часть 52583".
В кассационных жалобах ФКУ "Войсковая часть 52583" и ФКУ "Войсковая часть 95006" ставят вопрос об отмене обжалуемого апелляционного определения как незаконного.
В возражениях на жалобы Великодный А.А. и Великодная А.М. просят оставить их без удовлетворения.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Великодный А.А. в период с 14 марта 1983 г. по 7 мая 2011 г. проходил военную службу по контракту, уволен со службы на основании приказа командира войсковой части N 52583 от 6 мая 2011 г. N-лс по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, его календарная выслуга составила 31 год 1 месяц 22 дня.
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 52583 от 4 августа 2009 г. Великодному А.А. и членам его семьи на период прохождения военной службы предоставлена трехкомнатная служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес"- "адрес", "адрес", со снятием с очереди нуждающихся в служебном жилом помещении.
Занимаемая ответчиками квартира, находящаяся на территории закрытого военного городка Чехов-2, включена в специализированный жилищный фонд войсковой части, отнесена к служебным жилым помещениям и находится в оперативном управлении ФКУ "Войсковая часть 52583".
Требование истца об освобождении спорного жилого помещения ответчиками не выполнено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у ответчиков права пользования занимаемым служебным жилым помещением, поскольку Великодный А.А. уволен с военной службы, принял во внимание, что он к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относится, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит, малоимущим не признан.
Отменяя решение суда, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что при увольнении с военной службы Великодный А.А. не был обеспечен жилой площадью.
Суд второй инстанции дополнительно установил, что ранее Великодный А.А. и члены его семьи были зарегистрированы и проживали в двухкомнатной квартире общей площадью 47, 3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", которая предоставлялась решением жилищной комиссии войсковой части 52583 от 3 февраля 1999 г. без снятия с очереди.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закон о статусе военнослужащих правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Установив, что Великодный А.А, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, на момент увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста не был обеспечен жилой площадью, до предоставления спорной квартиры (4 августа 2009 г.), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания его утратившим право пользования спорным служебным жилым помещением и выселении без предоставления иного жилого помещения.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных помещений без предоставления им другого жилья.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Учитывая, что Великодный А.А. проходил военную службу на основании контракта, заключенного до 1 января 1998 г, то имея выслугу на момент вступления Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2015 г.) более 10 лет, при отсутствии у него иного жилого помещения, он имеет дополнительную жилищную гарантию, предусмотренную пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.
Доводы жалоб о том, что Великодный А.А. при увольнении с военной службы не изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма по месту службы либо по избранному месту жительства, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку Великодный А.А. и его супруга с учетом вышеприведенных правовых норм не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Довод о том, что судом не исследовался вопрос имеет ли Великодный А.А. право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях судебная коллегия отклоняет, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обеспеченности ответчиком жилым помещением. При этом бремя доказывания наличия у Великодных иного жилого помещения в силу статьи 56 ГПК РФ лежала на истце, заявившим требование о выселении ответчиков из вышеуказанной квартиры.
Иные доводы кассационной жалобы выражают несогласие заявителя с установленными судом апелляционной инстанцией обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств.
Между тем, в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Таким образом, полномочием по переоценке установленных судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств суд кассационной инстанции не обладает.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, на исход дела не влияют.
Суд апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого апелляционного определения правильно определилнормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы ФКУ "Войсковая часть 52583" и ФКУ "Войсковая часть 95006" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.