Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долбенко Г.В. к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на постановку на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по принятию истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета
по кассационной жалобе Долбенко Г.В.
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Марченко А.А. обратилась в суд с иском к администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признании права на постановку на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета; возложении обязанности по принятию истца в установленный решением суда срок на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Долбенко Г.В. отказано
В кассационной жалобе Долбенко Г.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Проверив законность решения и апелляционного определения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такие нарушения судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Долбенко Г.В. обратилась в администрацию Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях для получения в дальнейшем социальной выплаты из средств федерального бюджета.
Постановлением администрации Одинцовского городского округа Московской области N2038 от 18 августа 2020 г. на основании решения жилищной комиссии Одинцовского городского округа N11/1 от 12 августа 2020 г. Долбенко Г.В, выехавшей из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (удостоверение АИ N 098850 выдано Департаментов строительства и архитектуры Брянской области от 3 июля 2017 г.) отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в связи с тем, что ею не представлены документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также представлены документы, которые не подтверждают право Долбенко Г.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении
Обратившись в суд с настоящим иском, Долбенко Г.В. ссылалась на незаконность отказа администрации в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она относится к числу граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании пункта 7 статьи 17 указанного Закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных Долбенко Г.В. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2.2, 2.3 Закона Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", исследовав представленные доказательства, исходил из того, что заявление Долбенко Г.В. ответчиком рассмотрено в установленном порядке, решение по существу вопроса принято в виде отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета по основаниям, указанным в постановлении - ввиду непредоставления документов, обязанность по предоставлению которых в силу закона лежит на заявителе.
Предоставление истцом в суд дополнительных доказательств, касающихся реализации права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, суд не признал основанием для рассмотрения вопроса о праве истца, поскольку в установленном порядке такой вопрос рассмотрен не был, истец не лишена права на обращение к ответчику с соответствующим заявлением повторно, представив полный перечень документов, предусмотренный законом, и указал на то, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией РФ принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов РФ и судом общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции по существу разрешения спора и их правовым обоснованием согласился.
Выводы судов нижестоящих инстанций по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно положениям пункта 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего закона.
В силу пункта 7 статьи 17 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен Жилищном кодексом Российской Федерации (далее по тесту - ЖК РФ), а также законодательством субъекта Российской Федерации.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 ЖК РФ).
В Московской области условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе Московской области от 12 декабря 2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В соответствии со статьей 2 указанного Закона Московской области условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в Московской области по месту жительства на законных основаниях не менее 5 лет и признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не предусмотрен.
С учетом того, что истцом при обращении в администрацию Одинцовского городского округа Московской области с заявлением постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не были представлены документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также представлены документы, которые не подтверждают право Долбенко Г.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении судебная коллегия находит выводы нижестоящих судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска Долбенко Г.В. правомерными.
Довод жалобы о том, что в решении и апелляционном определении не приведен перечень документов, которые не были представлены в администрацию, не влечет отмену судебных постановлений.
Полный перечень непредставленных истцом документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также представленных документов, которые не подтверждают право Долбенко Г.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, приведен в решении жилищной комиссии Одинцовского городского округа от 12 августа 2020 г. N11/1, на основании которого было вынесено постановление администрации Одинцовского городского округа Московской области N 2038 от 18 августа 2020 г. об отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Так, в указанном решении жилищной комиссии указано на непредставление истцом документов, относящихся к числу предоставляемых гражданином: согласия на обработку персональных данных; справки об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданной органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда Российской федерации, в котором проживали граждане до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; договора найма комнаты (срок действия представленного документа окончен 14 января 2020 г.) Долбенко Г.В. зарегистрирована по месту жительства в Московской области с февраля 2019 г, то есть менее 5 лет. Малоимущей в соответствии с Законом Московской области от 22 декабря 2017 г. N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" администрацией Одинцовского городского округа Московской области не признавалась.
Указанные в решении жилищной комиссии сведения о непредоставлении истцом документов, обязанность по предоставлению которых в силу закона лежит на заявителе, доводами кассационной жалобы и материалами дела не опровергаются.
Судебные постановления соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Ссылка истца на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами при вынесении судебного акта учитываются обстоятельства каждого конкретного дела и представленные в обоснование заявленных требований доказательства.
Нарушений судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Доводы истца о необъективности судебного разбирательства, незаконности судебных постановлений со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации носят декларативный характер без ссылки на конкретные обстоятельства, их подтверждающие, и не свидетельствуют о нарушениях судами ном материального и процессуального права, влекущих их отмену в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Долбенко Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.