Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2021 года гражданское дело по иску Шевченко Людмилы Васильевны к Государственному учреждению - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанностей совершить действия
по кассационной жалобе Шевченко Людмилы Васильевны
на решение Ленинского районного суда г. Курска от 5 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-2537/33/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 января 2021 года по гражданскому делу N 33-205/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Шевченко Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - Курского региональное отделение ФСС РФ), мотивируя свои требования тем, что с 2016 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПРА) от 28 января 2019 года N3.24.Э.46/2019 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: "данные изъяты" в связи с чем, ею в адрес ответчика поданы соответствующие заявления от 22 января 2019 года, 11 апреля 2019 года, 10 сентября 2019 года, 31 декабря 2019 года. Однако ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ не выполнило свои обязанности по обеспечению ее техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА. Действия (бездействие) ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ препятствуют реализации ее права на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Просила обязать ГУ- Курское региональное отделение ФСС РФ заключить контракты на изготовление для нее технических средств реабилитации - "данные изъяты", в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и ее заявлениями; обязать ГУ- Курское региональное отделение ФСС РФ предоставлять ей проезд к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, по нормам и в порядке, установленным Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 5 августа 2020 года (с учетом определения об устранении описки от 19 ноября 2020 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Шевченко Л.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Шевченко Л.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на неисполнение ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ своей обязанности, предусмотренной законом, о предоставлении бесплатного проезда автомобильным транспортом к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, по нормам и в порядке, установленным Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, что Шевченко Л.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, которая установлена ей бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2014 N.
Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида N 3.24.Э.46/2019, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Курской области", Шевченко Л.В. рекомендовано обеспечение техническими средствами реабилитации (далее по тексту - ТСР) за счет средств федерального бюджета: "данные изъяты".
Из материалов дела следует, что 22 января 2019 года Шевченко Л.В. обратилась в ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ с заявлением об обеспечении TCP: "данные изъяты"
11 апреля 2019 года Шевченко Л.В. поставлена на учет в ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ для обеспечения "данные изъяты" что подтверждается уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями N 30406 от 11 апреля 2019 года.
11 апреля 2019 год Шевченко Л.В. обратилась в ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ с заявлением об изготовлении "данные изъяты"; 10 сентября 2019 года - с заявлением об обеспечении "данные изъяты" "данные изъяты" 31 декабря 2019 года - с заявлением об обеспечении "данные изъяты"
Согласно материалам дела, Шевченко Л.В. выданы направления на получение/изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий N 491557 от 18 апреля 2019 года, N1566272 от 17 сентября 2019 года в ООО "ОРТОМАР" (г. Курск, ул. Косухина, д. 32а), которые Шевченко Л.В. оставлены без исполнения, в указанную организацию за изготовлением технических средств реабилитации истец не обратилась.
Судом также установлено, что решением Ленинского районного суда г. Курска от 10 марта 2020 года по делу N 2-569/11-2020 года отказано в удовлетворении иска и.о. прокурора ЦАО г. Курска в интересах Шевченко Л.В. к ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ о возложении обязанности разместить в единой информационной системе закупок извещение о проведении закупки по изготовлению технического средства реабилитации - "данные изъяты", поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что закупка завершена заключением между ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ и ООО "ОРТОМАР" государственного контракта N 36 от 21 января 2020 года.
Согласно Государственному контракту N 36 от 21 января 2020 года, его предметом является выполнение ООО "ОРТОМАР" работ по изготовлению "данные изъяты" для обеспечения инвалидов в 2020 году (пункт 2.1). Срок действия контракта определен до 31 августа 2020 года (пункт 4.1). Срок выполнения работ - с момента заключения контракта по 1 августа 2020 года (пункт 6.1).
Во исполнение контракта 16 марта 2020 года ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ в адрес Шевченко Л.В. выслано направление N 4209239 от 6 марта 2020 года в ООО "ОРТОМАР" (г. Курск, ул. Косухина, д. 32а) для изготовления "данные изъяты"
Направление Шевченко Л.В. получено 18 марта 2020 года, однако за изготовлением средств реабилитации Шевченко Л.В. в течение срока действия направления (до 3 июня 2020 года) в указанную организацию не обратилась.
ООО "ОРТОМАР" 27 апреля 2020 года уведомило ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ об обстоятельствах, препятствующих изготовлению и выдаче Шевченко Л.В. технических средств реабилитации.
Согласно материалам дела, 30 апреля 2020 года в ходе телефонного разговора Шевченко Л.В. пояснила специалистам ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ, что возражает против приезда изготовителей технических средств реабилитации для снятия мерок по месту ее жительства, о чем был составлен акт.
21 января 2021 года ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ заключен новый государственный контракт на изготовление технических средств реабилитации инвалидов.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно пунктам 2-3 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в частности, путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подпункт "а" пункта 3); предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил (подпункт "в" пункта 3).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Согласно пункту 12 Правил, при необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, уполномоченный орган выдает ему, а также лицу, сопровождающему инвалида (ветерана), если необходимость сопровождения установлена программой реабилитации (заключением), специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта.
Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов).
Специальный талон (именное направление) выдается инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) не более чем на 4 поездки к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и на 4 поездки в обратном направлении
При проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в пункте 13 настоящих Правил, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении.
Для проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, инвалид (ветеран, сопровождающее лицо) вправе воспользоваться следующими видами транспорта:
а) железнодорожный транспорт - на расстояние до 200 км - в жестком вагоне (без плацкарты), свыше 200 км - с плацкартой в купейном вагоне;
б) водный транспорт - на местах III категории;
в) автомобильный транспорт общего пользования (кроме такси);
г) воздушный транспорт (на расстояние свыше 1500 км или при отсутствии пассажирского железнодорожного сообщения) - в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда инвалида (ветерана, сопровождающего лица) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту нахождения указанной организации либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту нахождения организации и (или) обратно (п.13).
Выплата компенсации инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию) (пункт 14).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Шевченко Л.В. о возложении обязанности заключить контракты на изготовление ТСР в соответствии с ИПРА и предоставить проезд к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно исходили из того, что по заявлению Шевченко Л.В. обязанность по размещению заказа, заключению контракта ответчиком исполнена, на момент обращения истца в суд срок действия государственного контракта не истек, условия государственного контракта не оспорены, вина ответчика в необеспечении техническими средствами реабилитации истца до настоящего времени отсутствует.
Суды пришли к правильному выводу, что у ГУ - Курское региональное отделение ФСС РФ не возникло обязанности по выдаче Шевченко Л.В. специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление на получение (изготовление) технического средства (изделия), и обратно, поскольку по условиям Государственного контракта N 36 от 21 января 2020 года необходимость проезда истца к месту нахождения организации, отобранной отделением Фонда для изготовления истцу технического средства реабилитации, и обратно, отсутствует, ввиду нахождения в одном населенном пункте с местом жительства Шевченко Л.В, в то время, как предоставление бесплатного проезда общественным городским транспортом входит в компетенцию органов власти субъекта, не может быть осуществлено за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, по условиям государственного контракта исполнитель при необходимости обслуживания инвалида на дому (осуществление замеров, примерка, подгонка) осуществляет выезд бригады по месту жительства получателя в Курской области, доставка готового изделия осуществляется по месту фактического проживания истца, которыми Шевченко Л.В. воспользоваться отказалась.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Шевченко Л.В. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности совершить действия по обеспечению ее техническими средствами реабилитации, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Ссылку Шевченко Л.В. в кассационной жалобе на наличие препятствий со стороны ответчика в проведении истцу гарантированных государством реабилитационных мероприятий, судебная коллегия находит несостоятельной, т.к. опровергается представленными в материалы дела доказательствами, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 января 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Шевченко Людмилы Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.