Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Варина Евгения Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) о перерасчете, индексации пенсии, восстановлении утраченного права на единовременную денежную выплату
по кассационной жалобе Варина Евгения Владимировича
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 7 февраля 2020 года по гражданскому делу N 2-915/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года по гражданскому делу N 33-7153/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Варин Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФР в ГО г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) о перерасчете, индексации пенсии, восстановлении утраченного права на единовременную денежную выплату, мотивируя тем, что Федеральным законом N 49-ФЗ от 1 января 2019 года предусмотрен перерасчет пенсий неработающим пенсионерам сверх уровня прожиточного минимума, однако пересчет и доплата ему до настоящего времени не произведены. В своих обращениях в ГУ-УПФР в ГО г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) истец просил о замене денежной части ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту - ЕДВ), т.е. неполной, на федеральную социальную доплату (далее - ФСД), поскольку прибавка к пенсии должна быть произведена получателям ФСД. Однако пенсионный орган произвел замену ЕДВ на ФСД полностью, что считает незаконным. Просил суд восстановить утраченное право на все ЕДВ, включая набор социальных услуг, произвести перерасчет пенсии.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года, исковые требования Варина Е.В. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Варин Е.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что добровольно не отказывался от получения индексации пенсии в размере 7, 5% сверх установленного прожиточного минимума, на рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие истца, не извещенного надлежащим образом о дне рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом, Варин Е.В. с 25 сентября 2009 года являлся получателем трудовой пенсии по инвалидности третьей группы по общему заболеванию, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В связи с достижением пенсионного возраста, с 14 октября 2015 года, выплата пенсии по инвалидности Варину Е.В. прекращена, с 14 октября 2015 года Варин Е.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно материалам дела, с 1 сентября 2018 года выплата Варину Е.В. пенсии и ФСД к ней прекращена на основании его заявления об отказе от назначенной пенсии от 30 августа 2018 года, выплата возобновлена на основании заявления истца от 25 февраля 2019 года с 1 марта 2019 года.
Также на основании заявления Варина Е.В. от 28 октября 2019 года выплата пенсии и федеральной социальной доплаты к ней вновь прекращена с 1 ноября 2019 года.
Судом установлено, что на основании заявления Варина Е.В. от 26 июля 2019 года ГУ-УПФР в ГО г. Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) прекращена выплата ЕДВ.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документам (пункт 2).
В соответствии со статьей 25 указанного Федерального закона прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера (подпункт 5 пункта 1).
Выплата страховой пенсии по инвалидности наряду со случаями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, прекращается: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. При этом сумма страховой пенсии за период со дня достижения пенсионером указанного возраста учитывается при выплате назначенной страховой пенсии по старости (подпункт 1 пункта 2).
Восстановление выплаты страховой пенсии производится: при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера (подпункт 3 пункта 3).
Согласно статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 1 апреля 2019 года), общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации (пункт 1).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной
пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (пункт 2).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (пункт 4).
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (пункт 6).
В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (пункт 1).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг (пункт 2).
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления (пункт 4).
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции от 1 апреля 2019 года) величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на основании потребительской корзины пенсионера и индекса потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (пункт 3).
Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена (пункт 4).
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N 339н, определяют порядок обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, установления федеральной социальной доплаты к пенсии, начисления и организации доставки федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с данными Правилами граждане обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления (пункт 9).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 20).
Размеры федеральных социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ, при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пункте 6 настоящих Правил, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в пункте 7 настоящих Правил.
Пересмотр размеров федеральных социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1-го января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума (пункт 21).
Возобновление, восстановление и продление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (пункт 27).
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии прекращается: 1) одновременно с прекращением выплаты соответствующей пенсии; 2) по заявлению гражданина об отказе от получения федеральной социальной доплаты (пункт 29).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Вариным Е.В. требований об индексации и перерасчете пенсии, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно пришли к выводу об отсутствии у истца права на индексацию пенсии с января 2019 года сверх установленного прожиточного минимума пенсионера, поскольку с сентября 2018 года по февраль 2019 года истец не являлся получателем пенсии и ФСД к ней, т.к. индексация пенсии производится только ее получателям на 1 января 2019 года, которым истец в указанный период не являлся.
Отказывая Варину Е.В. в удовлетворении иска о восстановлении утраченного права на ежемесячную денежную выплату, включая набор социальных услуг, суды правильно исходили из того, что выплата ЕДВ, включающая в себя набор социальных услуг, произведена на основании заявления Варина Е.В, в соответствии с требованиями пенсионного законодательства, поскольку отказ от какой-либо составной части ЕДВ (денежной компенсации или набора социальных услуг) законом не предусмотрен. Выплата возобновляется с даты обращения пенсионера с заявлением в пенсионный орган.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм
материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 года N339н), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные Вариным Е.В. в кассационной жалобе доводы о наличии права на индексацию и перерасчет пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Доводы кассационной жалобы истца о возможности индексации размера его пенсии с 1 марта 2019 года после возобновления выплаты пенсии, судебная коллегия находит не основанными на законе, т.к. по состоянию на момент проведения индексации (1 января 2019 года) Варин Е.В. получателем пенсии не являлся.
Ссылку в кассационной жалобе истца на рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в отсутствие его надлежащего извещения, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку опровергается материалами дела, согласно которым извещение истцу направлялось по адресу его места жительства, указанному им как в иске, так и во всех обращениях, адресованных суду, в том числе, в апелляционной жалобе, возвращено за истечением срока хранения, что считается надлежащим извещением. Уведомлений от истца об изменении места жительства в период рассмотрения дела судом не поступало.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 7 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Варина Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.