Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Ладейщиковой М.В, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района, прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 12 января 2021 года по административному делу N2а-1095/2020 по административному иску Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района к прокуратуре Сургутского района, прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, поддержавших доводы кассационных жалоб прокурора Трошкину А.В, представителей Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района, заинтересованного лица МБОУ "Ульт-Ягунская средняя общеобразовательная школа" Рубцова С.Н, Нагорного В.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент образования и молодежной политики администрации Сургутского района обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения) о признании незаконным представления прокуратуры Сургутского района от 10 марта 2020 года N 03-02-2020.
Требования мотивировал тем, что представление противоречит закону и возлагает на административного истца незаконные обязанности.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 сентября 2020 года требования административного истца оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 января 2021 года указанное решение отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В поданной 03 июня 2021 года кассационной жалобе Департамент образования и молодежной политики администрации Сургутского района просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении требований.
В поданной 08 июля 2021 года кассационной жалобе прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено при рассмотрении дела, на основании решения прокуратуры Сургутского района ХМАО-Югры от 07 февраля 2020 года N73 проведена проверка деятельности МБОУ "Ульт-Ягунская СОШ", которой установлено: непринятие директором образовательного учреждения "данные изъяты" мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при трудоустройстве "данные изъяты" (ее супруга); осуществление трудовой деятельности "данные изъяты" в должности водителя при отсутствии у нее водительского удостоверения; принятие на должность заместителя директора образовательного учреждения "данные изъяты" не соответствующей квалификационным характеристикам должностей работников образования; не исполнение за период с 2018 по истекший период 2020 года обязанности о направлении информации о нарушении прав несовершеннолетних в прокуратуру Сургутского района ХМАО-Югры.
По результатам проверки директору Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района Кочуровой О.И. прокуратурой Сургутского района ХМАО-Югры внесено представление от 10 марта 2020 года об устранении в месячный срок выявленных нарушений, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции, констатировав, что оспариваемое представление в части несоответствия "данные изъяты" должности заместителя директора является незаконным, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает.
Суд апелляционной инстанции, не оценивая обоснованность доводов апелляционной жалобы, пришел к выводу об отмене решения суда и о прекращении производства по делу, поскольку представление прокурора вынесено в отношении директора Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района Кочуровой О.И, а потому - права административного истца не нарушает.
Судебная коллегия кассационного суда находит данный вывод ошибочным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Как следует из Положения о департаменте образования и молодежной политики администрации Сургутского района, утверждённого решением Думы Сургутского района от 24 июня 2015 года N 700, Департамент является отраслевым органом администрации Сургутского района, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий администрации Сургутского района по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществления в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Анализ вышеприведенного Положения свидетельствует о том, что муниципальные образовательные организации, реализующие на территории муниципального образования обучение граждан по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, подведомственны Департаменту образования и молодежной политики администрации Сургутского района.
Таким образом, представление прокурора об устранении нарушений законодательства в деятельности подведомственных Департаменту образования и молодежной политики администрации Сургутского района общеобразовательных учреждений непосредственно связано с его деятельностью как отраслевого органа администрации Сургутского района, а потому не может расцениваться как не затрагивающие его права и обязанности.
При таких данных вывод суда апелляционной инстанции о том, что Департамент образования и молодежной политики администрации Сургутского района обратился в суд в интересах другого лица, а его права оспариваемым представлением не затрагиваются, является ошибочным.
Поэтому апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с допущенными судом апелляционной инстанции существенными нарушениями норм процессуального права оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При этом доводы кассационной жалобы Департамента образования и молодежной политики администрации Сургутского района о незаконности решения суда первой инстанции не могут быть предметом проверки суда кассационной инстанции до проверки доводов его апелляционной жалобы судебной коллегией окружного суда.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 января 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 21 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.