Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2021 года по административному делу N 3а-152/2020 по административному иску акционерного общества "Нижнетагильская Энергосбытовая компания" о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, возражения на доводы кассационной жалобы представителей административного истца Малининой Е.С, Эркеновой Ю.Л, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
27 декабря 2019 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) принято постановление N 278-ПК, которым установлены на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно с календарной разбивкой сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области, согласно приложению (пункт 1), в том числе сбытовые надбавки на 2020 год гарантирующего поставщика (ГП) акционерное общество "Нижнетагильская Энергосбытовая компания" (далее - АО "НТЭСК"). Согласно пункту 4 постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
Постановлением от 30 декабря 2019 года N 283-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" утверждены изменения, таблица сбытовых надбавок изложена в новой редакции, в пункте 4 таблицы установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика АО "НТЭСК" на 2020 год с разбивкой по полугодиям.
Гарантирующий поставщик АО "НТЭСК" обратился в суд с административным иском о признании недействующим постановления РЭК Свердловской области от 30 декабря 2019 года N 283-ПК в части установления для него сбытовых надбавок, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 7, 63, 65, 65(1) Основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункту 8 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, пункту 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Требования АО "НТЭСК" мотивировал тем, что получил статус гарантирующего поставщика в течение периода регулирования, поэтому для него должны применяться сбытовые надбавки, установленные для ОАО "МРСК Урала" на 2 полугодие 2019 года постановлением от 25 декабря 2018 года N 316-ПК. Орган регулирования не имел правовых оснований для пересмотра сбытовых надбавок, ранее установленных для АО "НТЭСК" постановлением от 27 декабря 2019 года N 278-ПК.
Кроме того, административный истец ссылался на нарушение процедуры принятия постановления, отсутствие утвержденного в установленном порядке графика поэтапного доведения необходимой валовой выручки до эталонной выручки для предыдущего гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Урала".
Решением Свердловского областного суда от 7 сентября 2020 года административный иск удовлетворен, признан недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 изменений, которые вносятся в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 декабря 2019 года N 283-ПК "О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области") в части сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии, поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Свердловской области на 2020 год, установленных для АО "НТЭСК" (пункт 4 таблицы).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2021 года указанный судебный акт изменен в части даты, с которой нормативный правовой акт признан недействующим. Пункт 4 таблицы пункта 3 изменений, которые вносятся в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 декабря 2019 года N 283-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области", признан недействующим с момента принятия. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной 28 мая 2021 года кассационной жалобе РЭК Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
АО "НТЭСК" представлены письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
РЭК Свердловской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомил, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия приходит к следующему.
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат, в частности, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Размер таких надбавок определяется в соответствии с пунктами 65-65(3) Основ ценообразования.
Абзацем первым пункта 65 Основ ценообразования предусмотрено, что величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Как установлено судами при рассмотрении дела, 22 октября 2019 года Губернатором Свердловской области был утвержден график поэтапного доведения валовой выручки гарантирующих поставщиков Свердловской области до эталонной выручки гарантирующих поставщиков, которым в числе прочих определены на 2018-2020 годы доля эталонной выручки и индекс изменения совокупной величины эталонной выручки АО "НТЭСК".
3 декабря 2019 года АО "НТЭСК" обратилось в РЭК Свердловской области с предложением об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2020 год, представив обосновывающие материалы, на основании которого органом регулирования открыто дело об установлении сбытовых надбавок, принято постановление от 27 декабря 2019 года N 278-ПК, которое не вступило в силу.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования, 30 декабря 2019 года Губернатором Свердловской области утвержден новый график поэтапного доведения валовой выручки гарантирующих поставщиков до эталонной выручки гарантирующих поставщиков в течение 4-х лет, что явилось основанием для принятия РЭК Свердловской области постановления от 30 декабря 2019 года N 283-ПК и изменения величины сбытовых надбавок для АО "НТЭСК".
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, констатировав принятие регионального нормативного правового акта уполномоченным органом в установленной форме без существенных нарушений процедуры его принятия, с соблюдением порядка его опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод о наличии по настоящему делу такого основания, поскольку сбытовые надбавки, установленные для АО "НТЭСК" на 2019 год постановлением РЭК Свердловской области от 23 октября 2019 года N 119-ПК, исключены из системы правового регулирования в связи с признанием данного постановления в части недействующим в судебным порядке и, как следствие, не могли использоваться при осуществлении расчета сбытовых надбавок на 2020 год.
При этом суд отклонил доводы административного истца о нормативной правовой природе графика поэтапного доведения валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика.
Суд апелляционной инстанции данные выводы признал правильными, поскольку из формул расчетов в соответствии с пунктами 20, 48 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17, следует, что сбытовая надбавка на второе полугодие 2019 года учитывается при определении сбытовой надбавки на первое полугодие 2019 года и оказывает влияние на распределение НВВ организации по обоим полугодиям 2020 года.
В указанной части выводы судов первой и апелляционной инстанций РЭК Свердловской области не оспариваются.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о признании нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части с момента вступления в законную силу решения суда, поэтому изменил решение суда в данной части.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что сбытовые надбавки АО "НТЭСК" установлены на годичный срок, который истек к моменту вступления решения суда в законную силу, поэтому признание нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда поводов не согласиться с данным заключением суда апелляционной инстанции не усматривает.
Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время.
Согласно статье 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Как правильно учтено судом апелляционной инстанции, сбытовая надбавка для гарантирующего поставщика установлена на 2020 год. Сохранение указания в резолютивной части решения суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу решения, устанавливает невозможность применения нормы, которая уже не может применяться в связи с утратой силы ввиду истечения срока ее действия.
При таких данных суд апелляционной инстанции обосновано изменил дату признания оспариваемых положений недействующими, поскольку в противном случае не будут достигнуты цели судебной защиты нарушенных прав административного истца при обоснованности заявленного им административного иска.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 14 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.