Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6008/2020(13) по иску Хайдарова Мудариса Борисовича к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" о возложении обязанности, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Хайдарова Мудариса Борисовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хайдаров М.Б. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" (далее по тексту - ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области") о возложении обязанности выплатить 75 000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне", компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований Хайдаров М.Б. ссылался на то, что является ветераном Великой Отечественной войны в связи с участием в боевых действиях на острове Даманский, имеет права и льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах". Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне" предусмотрена выплата в размере 75 000 руб. ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах". Подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены категории военнослужащих, в том числе уволенные в запас, проходившие военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период других боевых операций по защите Отечества, к которым согласно разделу 1 Приложения относятся боевые действия в районе острова Даманский. Ответчиком в осуществлении единовременной выплаты было отказано по причине того, что действие Указа распространяется на лиц, непосредственно принимавших участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Полагает отказ в выплате незаконным, поскольку положения Указа Президента Российской Федерации такой формулировки не содержат и распространяются на ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категориям.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 7 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" возложена обязанность выплатить Хайдарову М.Б. единовременную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне" в размере 75 000 руб, в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2021 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 7 декабря 2020 года отменено в части удовлетворения исковых требований Хайдарова М.Б. к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" о возложении обязанности произвести единовременную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", в указанной части принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Хайдарова М.Б. в отмененной части, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хайдаров М.Б. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2021 года как незаконного с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В письменных возражениях представитель ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хайдаров М.Б. является участником боевых действий в районе острова Даманский, имевших место в марте 1969 года, имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны.
Полагая, что относится к числу лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", имеющих право на получение единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Хайдаров М.Б. обратился в ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" с соответствующим заявлением.
Письмом от 27 марта 2020 года N 3750 ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" Хайдарову М.Б. отказано в получении единовременной выплаты с указанием на то, что выплата участникам боевых действий по защите Отечества в послевоенный период, на которых распространены статус и льготы ветеранов Великой Отечественной войны, к числу которых относится истец, Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" не предусмотрена, поскольку истец не принимал непосредственного участия в боевых действиях в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы.
Разрешая спор и удовлетворяя иск в части возложения на ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" обязанности выплатить Хайдарову М.Б. единовременную выплату в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, суд первой инстанции исходил из того, что Хайдаров М.Б. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны и относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", при этом Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" не содержит указания на ограничение круга лиц, имеющих право на ежегодную выплату, только лицами, непосредственно проходившими военную службу и принимавшими участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что Хайдаровым М.Б. не подтверждены обстоятельства нарушения каких-либо личных неимущественных прав, в том числе факт причинения вреда его здоровью вследствие неправомерных действий ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области".
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда в части, которой исковые требования Хайдарова М.Б. удовлетворены, как сделанными с нарушением норм материального права, в связи с чем отменил решение и вынес новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 направлен на поддержку некоторых категорий, перечисленных в Указе, что следует из его названия и имеет целью предоставление дополнительного материального обеспечения сверх льгот и социальных гарантий, определенных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", лицам, обладающим особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодов Великой Отечественной войны. Предусмотренная Указом Президента от 07 февраля 2020 года выплата является дополнительной мерой социальной поддержки, предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а не гражданам, которые приравнены к ним в определенных вопросах, но не имеющих отношения к войне.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, при разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Хайдаров М.Б. имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о праве на получение единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", истец ссылался на то, что согласно нормам Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.
Статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 апреля 2006 года N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 года N 1051-О-О и другие).
Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле - мае 2020 года единовременную выплату следующим категориям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике:
а) инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - в размере 75 000 рублей;
б) ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50 000 рублей.
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которыми в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
Поскольку период участия истца в боевых действиях в районе острова Даманский в 1969 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, судебная коллегия считает, что право истца на получение мер социальной поддержки не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми осуществляется единовременная выплата за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", не предусмотрены иные категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований Хайдарова М.Б. о возложении на ответчика обязанности произвести единовременную выплату в размере 75 000 руб. на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 судебная коллегия признает правильным.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379, 6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хайдарова Мудариса Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.