Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3914/2020 по иску Чичонкова Александра Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию, назначении пенсии, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чичонков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее по тексту - УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга) о признании решения от 31 марта 2020 года незаконным, назначении досрочной пенсии с момента с 18 декабря 2019 года с учетом снижения пенсионного возраста на три года, в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом, взыскании расходов по оплате государственной пошлины 300 руб, составлению искового заявления 1 500 руб.
В обоснование заявленных требований Чичонков А.А. сослался на то, что 18 декабря 2019 года обратился в УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с применением норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 31 марта 2020 года ему отказано в назначении пенсии, так как он имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости только на дополнительную величину два года, а не на предельную три года.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 октября 2020 года решение от 31 марта 2020 N 1789573/19 об отказе в назначении пенсии признано незаконным в части; признан факт проживания Чичонкова А.А. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Никольском районе Пензенской области, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Черонбыльской АЭС") в период с 20 ноября 1987 года по 01 февраля 1998 года, а также факт работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года в ОАО "Никольский леспромхоз"; на УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга возложена обязанность назначить Чичонкову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 17 июня 2020 года; с УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга в пользу Чичонкова А.А. взысканы судебные расходы 300 руб. на оплату государственной пошлины, 1 500 руб. на оплату юридических услуг.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 февраля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 ноября 2020 года отменено в части удовлетворения иска Чичонкова А.А. к УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга о признании незаконным решения от 31 марта 2020 года N 1789573/19, в части признании факта работы Чичонкова А.А. в ОАО "Никольский леспромхоз" на территории зоны с льготно-экономическим статусом в период с 01 февраля 1998 года по 31 декабря 1998 года, принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга ставит вопрос об отмене решения суда в части назначения Чичонкову А.А. досрочной пенсии по старости с 17 июня 2020 года и отмене апелляционного определения в части признания решения об отказе в назначении пенсии от 31 марта 2020 года незаконным и возложении обязанности в назначении досрочной пенсии с момента возникновения права, с учетом снижения пенсионного возраста на три года, в связи с проживанием на территории зоны с льготно-экономическим статусом, как незаконных.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют в том числе граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Пунктом 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как указано в примечании к статьи 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 18 декабря 2019 года Чичонков А.А. обратился в УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с применением норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 31 марта 2020 года установлено, что Чичонков А.А. имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости только на дополнительную величину два года, по одному году за каждые четыре года проживания на территории зоны с льготно-экономическим статусом; в качестве такого периода пенсионным органом учтен период проживания Чичонкова А.А. в г. Никольске Пензенской области с 02 декабря 1987 года по 01 февраля 1998 года, продолжительностью 10 лет 2 месяца.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30 апреля 2020 года установлен факт принадлежности Чичонкову А.А. военного билета, архивных справок администрации Никольского района Пензенской области, справок колледжа, подтверждающих проживание и работы Чичонкова А.А. 08 лет 10 месяцев 25 дней после Чернобыльской АЭС, а именно в период со 02 июля 1986 года по 01 февраля 1989 года (период работы в ЗАО "Никольская ДСФ"), с 10 февраля 1989 года по 15 августа 1989 года (период работы в Никольском лесхозе), с 10 сентября 1989 года по 02 декабря 1991 года (период работы на Хлебозаводе), с 18 декабря 1991 года по 12 июля 1994 года (период работы на заводе "Красный гигант), с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года (период работы в ОАО "Никольский Леспромхоз" по данным персонифицированного учета).
Согласно дубликату военного билета "данные изъяты", выданному военным комиссариатом Никольского района Пензенской области 12 января 2008 года взамен утерянного следует, что 20 мая 1984 года Чичонков А.А. убыл к месту прохождения службы из военного комиссариата Никольского района Пензенской области, 03 мая 1986 года уволен с военной службы на основании приказа МО СССР от 25 марта 1986 года N 68 и направлен в военный комиссариат Никольского района. Согласно пояснениям Чичонкова А.А. срочную военную службу он проходил в Германии.
Согласно архивной справке администрации Никольского района Пензенской области от 02 октября 2019 года в документах архивного фонда ЗАО "Никольская ДСФ" в книге приказов по личному составу имеется приказ от 30 июня 1986 года о приеме Чичонкова А.А. на работу со 02 июля 1986 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 7 части 1, пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пунктом 8 части 1 статьи 13, статьями 34, 35 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и исходил из доказанности факта проживания истца на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на один год; доказанности факта проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 20 ноября 1987 года по 01 февраля 1998 года; работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года, что дает ему право на снижение на два года дополнительно, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на снижение пенсионного возраста на три года.
С учетом того, что истцом были представлены все необходимые документы - решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30 апреля 2020 года для назначения пенсии ответчику 17 июня 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности по назначению истцу пенсии именно с указанной даты.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции о наличии у истца права на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на три года не согласилась. Отменяя решение суда в части признания незаконным решения пенсионного органа от отказе в назначении истцу пенсии и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ни военный билет истца, ни архивная справка от 02 октября 2019 года не подтверждают факт проживания истца в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению согласно Перечню населенных пунктов, утвержденному постановлением Российской Федерации от 18 декабря 1997 года "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем пришел к выводу о правомерности решения УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 31 марта 2020 года об отказе в установлении истцу досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия у него права на снижение возраста выхода на пенсию на три года, так как с учетом уменьшения возраста на два года, право на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению у Чичонкова А.А. возникнет в возрасте 58 лет, то есть с 20 декабря 2020 года.
Установив, что ответчик своим решением УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 08 декабря 2020 года Чичонкову А.А. назначил досрочную пенсию по старости с 17 июня 2020 года, бессрочно, признав за истцом право на пенсию именно с этой даты, решение пенсионного органа от 08 декабря 2020 года не отменено, не признано незаконным, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции о назначении пенсии Чичонкову А.А. с 17 июня 2020 года.
Кроме того, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу с 01 февраля 1998 года, г. Никольск в числе населенных пунктов Никольского района Пензенской области не поименован, суд апелляционной инстанции признал незаконным решение суда первой инстанции в части установления факта работы истца на территории зоны с льготно-экономическим статусом в период с 01 февраля 1998 года по 31 декабря 1998 года.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы представителя УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга о необоснованности вывода суда апелляционной инстанции о том, что, принимая решение 08 декабря 2020 года о назначении истцу досрочной пенсии с 17 июня 2020 года бессрочно, пенсионный орган признал за истцом право на получение пенсии с указанной; указанное решение пенсионным органом было принято во исполнение решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 октября 2020 года и до даты удовлетворения судом ходатайства УПФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга заявления о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на указанное решение, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела и оценкой доказательств по делу. Между тем в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 12 октября 2020 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.