Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гречкань Н.И, судей Митрофановой О.А, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-530/2020 по иску Степановой Татьяны Михайловны к товариществу собственников недвижимости "Олимп" о признании неправомерным отказа в применении пониженного коэффициента при оплате электроэнергии, возложении обязанности произвести перерасчет платы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа
по кассационной жалобе товарищества собственников недвижимости "Олимп" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Гречкань Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степанова Т.М. обратилась в суд с иском к ТСН "Олимп" о признании неправомерным отказа в применении пониженного коэффициента по оплате электроэнергии, возложении обязанности произвести перерасчет платы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
Исковые требования мотивированы тем, что она как собственник жилого помещения - квартиры N "данные изъяты", является потребителем коммунальных услуг. Ответчик как исполнитель оказывает услуги по начислению платы за коммунальные услуги, в том числе электроэнергии. С момента вселения в квартиру в 2008 году до 1 июля 2019 года она оплачивала потребляемую электроэнергию с применением понижающего коэффициента 0, 7, поскольку в квартире при ремонте изначально была установлена электроплита. С 1 июля 2019 года ответчик стал рассчитывать плату за электроэнергию без применения указанного пониженного коэффициента. За период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2020 года величина превышения начисления платы за электроэнергию над размером, которую надлежало начислить, составила 2 645 рублей 65 копеек. Полагает такие действия ответчика неправомерными, нарушающими её права, так как она пользуется электроплитой с момента ввода дома в эксплуатацию и вселения, установка и подключение газовой плиты, которыми оснащены остальные квартиры в доме, не производилась; переоборудование квартиры, связанное с установкой электроплиты в установленном законом порядке не осуществлялось; с 2008 года по 30 июля 2019 года при расчетах размера оплаты использовался понижающий коэффициент.
Решением Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 февраля 2021 года от 2 февраля 2021 года, решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Степановой Т.М. Постановлено признать неправомерным отмену ТСН "Олимп" понижающего коэффициента 0, 7 при начислении платы Степановой Т.М. за электроэнергию, обязать ответчика произвести перерасчет Степановой Т.М. платы за эту услугу за период с 01 сентября 2019 года по 31 июля 2020 года и возвратить истцу 2 645 рублей 65 копеек. Взыскать с ТСН "Олимп" в пользу Степановой Т.М. штраф за нарушение порядка расчета платы за электроэнергию в размере 1 322 рублей 83 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В кассационной жалобе ТСН "Олимп" просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Полагает, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что многоквартирный дом, собственником квартиры в котором является истец, для приготовления пищи оборудован газовыми плитами. Истец произвела самовольное переоборудование жилого помещения, в установленном законом порядке не ввела переоборудованное жилое помещение в эксплуатацию, в связи с чем, какие-либо основания для начисления ей платы за электрическую энергию с использование понижающего коэффициента отсутствуют.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Степанова Т.М. является собственником жилого помещения - квартиры N "данные изъяты"; исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является ТСН "Олимп".
По 30 июня 2019 года ответчик при начислении истцу платы за потребленную электроэнергию использовал коэффициент 0, 7 в связи с установкой в квартире для приготовления пищи электроплиты. С 1 июля 2019 года от применения данного коэффициента ТСН "Олимп" отказалось в связи с самовольной установкой электроплиты истцом в квартире.
Из представленного истцом технического паспорта, изготовленного Югорским подразделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по ХМАО-Югре, по состоянию на 19 декабря 2008 года, в графе особые отметки следует, что в квартире Степановой установлена электроплита, сведения о проведении переустройства жилого помещения, разрешительных документах на его осуществление, технический паспорт не содержит.
По данным начальника управления архитектуры Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска от 8 октября 2020 года N 03-02-Исх-4113, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", является газифицированным. Собственник квартиры N "данные изъяты" указанного дома в управление архитектуры за оформлением документации по переустройству помещения в многоквартирном доме не обращался.
В судебном заседании истец данный факт не отрицала, пояснив, что квартиру она приобретала как участник долевого строительства. По условиям заключенного с ней договора долевого участия в строительстве жилья от 31 января 2008 года N 57, квартира передавалась ей в "черновом" варианте, без установленного оборудования, в том числе газовой плиты и подводки к газовой трубе, которая была заведена в её квартиру. При осуществлении отделочных работ она приняла решение не пользоваться газоснабжением, а сразу установить для приготовления пищи электрическую плиту, которую подключили к общей системе электроснабжения квартиры, на газовой трубе были установлены заглушки. Разрешение на установку электроплиты не получала, в заключении отдельного договора на поставку электроэнергии с непосредственным поставщиком не видит смысла.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0, 7 до 1.
Распоряжениями Региональной энергетической комиссии от 19 декабря 2018 года и от 22 ноября 2019 года для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками утвержден понижающий коэффициент при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2019-2020 годы в размере 0, 7.
Из буквального содержания указанной нормы следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками в установленном порядке.
Порядок оборудования жилых помещений электроплитами и электроотопительными установками регулируется отдельными нормативными актами.
Так, Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24 ноября 1992 года и зарегистрированной в Минюсте России 26 января 1993 года N 127 (далее - Инструкция), определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Согласно пункту 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам.
Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.
В силу пункта 4.2.1 Инструкции разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
В то же время согласно пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6, до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Согласно статьям 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения, проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом
Как следует из статьи 28 Жилищного кодекса Российской Фекдерации, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
В соответствии с пунктам 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Таким образом, стационарные электрические плиты для пищеприготовления могут быть установлены в жилых помещениях, как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений, при этом понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при соблюдения порядка переоборудования жилого помещения, в том время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.
Как установлено в судебном заседании, истцом в подтверждение факта оборудования квартиры в установленном порядке электроплитой для пищеприготовления был представлен технический паспорт, составленный 19 декабря 2008 года и имеющий запись о наличии электроплиты.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о соблюдении порядка переоборудования жилого помещения, поскольку плита установлена самовольно, доказательств соблюдения установленного порядка оборудования жилого дома электроплитой для пищеприготовления, истец суду не представила.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не соблюден установленный порядок оборудования квартиры стационарной электроплитой для пищеприготовления, а самовольная установка не является основанием для применения понижающего коэффициента, предусмотренного пунктом 71 Основ ценообразования, в связи с чем, в удовлетворении иска Степановой Т.М. о признании неправомерным отмену ответчиком понижающего коэффициента 0, 7 при начислении платы за электроэнергию отказал.
Соответственно, как производные от первоначального требования не были удовлетворены и требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за эту услугу за период с 1 июля 2019 года по 31 июля 2020 года, взыскании штрафа, а также компенсации морального вреда.
Отменяя решение суда первой инстанции, и, принимая решение о частичном удовлетворении требований Степановой Т.М, суд апелляционной инстанции указал, что супруг истца является инвалидом.
Как следует из справки серии "данные изъяты" от 15 июля 2009 года, Степанов Г.Г, проживающий в "данные изъяты", является инвалидом третьей группы, бессрочно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что квартира истца предназначена для проживания семьи с инвалидом, следовательно, разрешения на установку в ней электроплиты в соответствии с пунктом 4.2.1 "Инструкция о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов" не требуется.
Кроме того, судома пелляционной инстанции указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено право энергоснабжающей организации изменять или расторгать такой договор в одностороннем порядке.
Поскольку между сторонами был заключен договор электроснабжения в соответствии со статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из существенных условий такого договора являлось применение понижающего коэффициента 0, 7 при расчете стоимости электроэнергии, ответчик не имел права в одностороннем порядке изменить названное условие, перестав применять указанный коэффициент.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции нашел незаконным начисление платы за потребленную электроэнергию без учета указанного ранее коэффициента, требования истца частично удовлетворил.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, так как они основаны на неверном применении норм материального права, что является основанием для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции.
Как указано выше, в силу пункта 4.2.1 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24 ноября 1992 года и зарегистрированной в Минюсте России 26 января 1993 года N 127, действующей на момент рассмотрения дела, разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
Проживание в квартире истца ее супруга - инвалида 3 группы, не позволяет отнести многоквартирный дом, в котором находится квартира истца, к домам для престарелых и семей с инвалидами, в связи с чем, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии необходимости получения разрешения на переоборудование квартиры истца и установку в ней электрической плиты для пищеприготовления, не основан на вышеуказанной норме права.
Кроме того, даже при условии отсутствия необходимости получения разрешения на установку в жилом помещении электроплиты, истец не может быть освобожден от соблюдения порядка, установленного пунктом 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6, статьям 25, 26, 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, в соответствии с которыми переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Доказательств соблюдения установленного порядка оборудования жилого дома электроплитой для пищеприготовления истцом не представлено и судом не установлено.
Кроме того, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" предусмотрено, что для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0, 7 (пункт 2).
Применение указанного коэффициента без достаточных на то условий в отношении конкретного лица, не может являться основанием для возложения обязанности применять такой коэффициент в дальнейшем в случае установления необоснованности его применения при предыдущих расчетах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что истцом не соблюден установленный порядок оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления, а самовольная установка не является основанием для применения понижающего коэффициента, предусмотренного пунктом 71 Основ ценообразования, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 февраля 2021 года отменить.
Оставить в силе решение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2020года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.