Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И, судей Зориной С.А, Роговой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе администрации Кетовского района Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 1 апреля 2021 года, вынесенное по гражданскому делу N2-99/2020 по иску Теплоухова Вячеслава Владимировича к администрации Кетовского района о восстановлении срока для включения в список, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности по предоставлению отдельного благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора седьмого отдела (кассационного) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Теплоухов В.В. обратился в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; восстановлении срока для включения в данный список и возложении обязанности внести Теплоухова В.В. в него; возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, расположенное на территории муниципального образования Кетовский район Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В обоснование иска указано, что являлся лицом, относящимся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался и обучался в Курганской восьмилетней специальной школе-интернате N 25 для слабослышащих детей, где находился на полном государственном обеспечении. В 1993 году закончил 8 классов и прибыл на постоянное место жительства в с. Колташево Кетовского района Курганской области, где проживает в настоящее время. Истец является инвалидом третьей группы с детства (по слуху). В 1998 году истец обратился с письменным заявлением в администрацию с. Колташево Кетовского района Курганской области о постановке на учет для получения жилья как лицо, относящееся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент подачи заявления Теплоухову В.В. был 21 год. Истец полагал, что он поставлен на очередь на получение жилья в Администрации Кетовского района Курганской области. В январе 2014 года узнал, что он не включен в указанный список.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 7 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 1 апреля 2021 года решение Кетовского районного суда Курганской области от 7 декабря 2020 года отменено, исковые требования Теплоухова В.В. удовлетворены, на Администрацию Кетовского района Курганской области возложена обязанность предоставить Теплоухову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Кетовского района Курганской области, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, приобретенной за счет средств бюджета Курганской области и переданной в муниципальную собственность.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебное постановление, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями истца Теплоухова В.В, "данные изъяты" года рождения являются "данные изъяты"
09 марта 1979 года отец истца - "данные изъяты" умер. Решением Шадринского районного народного суда Курганской области от 17 марта 1983 года "данные изъяты" была лишена родительских прав в отношении детей: Теплоухова Вячеслава Владимировича, "данные изъяты" года рождения, и "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения.
Согласно справке отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района Курганской области N 22/2 от 17 февраля 2020 года Теплоухов В.В. в период с 1984 год по 1984 год был воспитанником ГКОУ "Курганский областной детский дом N 2" и находился на полном государственном обеспечении, выбыл в 1984 году в г. Курган (вспомогательная школа) для продолжения обучения. Теплоухов В.В. с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории Шадринского района Курганской области не обращался и в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не включен. Жилое помещение не закреплялось.
Согласно материалам представленного истцом находящегося у него личного дела (литер "Т" N 6 ученика специальной школы-интернат N 25 г. Кургана) по решению N 45 от 18 февраля 1983 года исполнительного комитета Шадринского районного совета народных депутатов Курганской области Теплоухов В.В помещен в Ольховский детский дом. По путевке от 15 августа 1984 года Теплоухов В.В. направлен в Курганскую спецшколу-интернат N 25.
Из представленной ГКОУ "Курганская специальная (коррекционная) школа- интернат N 25" информации от 16 января 2020 года и от 10 июня 2020 года следует, что в алфавитной книге имеется запись о дате поступления в школу Теплоухова В.В. в 1 класс и выбытия 20 сентября 1993 года из 9 класса в Кетовский район с. Глинки для дальнейшего трудоустройства. Документ (аттестат) об основном общем образовании не получал, так как слабослышащие обучающиеся получают основное общее образование по адаптированной программе за 10 лет.
Из справки от 21 июня 1984 года Курганской областной больницы следует, что ему был установлен диагноз "данные изъяты"
Теплоухов В.В. после выбытия из ГКОУ "Курганская специальная (коррекционная) школа-интернат N25" приехал в с. Колташево по месту жительства матери, зарегистрирован с 25 февраля 1994 года адресу: "данные изъяты" Мать истца в родительских правах восстановлена не была.
По данным справки "данные изъяты", выданной повторно 28 декабря 1995 года без очередного переосвидетельствования, Теплоухов В.В. является инвалидом третьей группы с детства (по слуху).
По информации Управления Росреестра по Курганской области Администрации Колташевского сельсовета Кетовского района Курганской области сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества истцом и о предоставлении жилого помещения по найму отсутствуют, закрепленного жилья истец не имеет.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 31, 33, 37 Жилищного кодекса РСФСР, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указав, что Теплоухов В.В. длительный период с 1995 года по 2014 год не предпринимал мер для предоставления ему жилого помещения вне очереди, не обращался с целью постановки его на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, относящегося к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затем с 2014 года по 2019 год истец по вопросу о нарушении своих прав также не обращался и соответствующих мер не предпринимал, пришел к выводу, что после достижения 23-летнего возраста истец утратил статус лица, имеющего право на получение вне очереди жилого помещения либо благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в настоящее время не имеет права на предоставление жилого помещения, а также на постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствуют уважительные причины для восстановления срока для обращения за постановкой его на соответствующий учет, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований Теплоухова В.В.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции со ссылкой на Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Теплоухов В.В. обращался с соответствующим заявлением о постановке его на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, до достижения 23 лет, основания для отказа в постановке на учет отсутствовали.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, мотивированными, вопреки суждениям заявителя основаны на верном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Установив, что истец имел право на предоставление ему вне очереди жилого помещения, обращался с соответствующим заявлением о постановке его на учет до достижения им возраста 23 лет, но не был поставлен на учет по независящим от него обстоятельствам, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Теплоухова В.В.
Вопреки доводам кассационной жалобы, тот факт, что истцом не оспаривалось постановление администрации Кетовского района N 673 от 19 марта 2014 года об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств обращения истца с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет, не указывает на утрату истцом права на обеспечение его жилым помещением, в связи с чем не может быть являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителя о недоказанности того, что Теплоухов В.В, являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о недоказанности того, что до достижения возраста 23 лет Теплоухов В.В. предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, сводятся к несогласию заявителя с установленными судом обстоятельствами и данной судом оценкой представленных доказательств, что основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке не является. В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Приведенные доводы не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кетовского района Курганской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.