Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-3653/2020 по иску Мурадова Расима Агагусейн оглы к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе города Перми о возложении обязанности произвести перерасчет страхового стажа и пенсии, по кассационной жалобе Мурадова Расима Агагусейн оглы на решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 24 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мурадов Р.А.о. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе города Перми (далее - УПФР в Мотовилихинском районе города Перми), окончательно настаивал на требованиях, в которых просил возложить на ответчика обязанность:
- включить в общий трудовой (страховой) стаж срочную службу в армии по призыву в период с 16 апреля 1978 года по 26 мая 1980 года в двойном размере;
- отменить формулировку "военная служба не по призыву" на "военная служба по контракту";
- включить в общий трудовой (страховой) стаж военную службу по контракту с 26 мая 1980 года по 09 сентября 1992 года;
- засчитать в общий трудовой стаж службу по контракту в льготном исчислении один месяц за полтора - 3 года 9 месяцев, в том числе при наведении общественного порядка в период чрезвычайного положения в городе Баку за следующие периоды: с 20 января 1990 года по 28 февраля 1990 года, с 01 марта 1990 года по 09 октября 1990 года, 11 ноября 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 24 августа 1992 года, - включить в общий трудовой (страховой) стаж период военной службы по контракту в Вооруженных Силах Республики Азербайджан с 07 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года - 8 месяцев 16 дней;
- включить в общий трудовой стаж период трудовой деятельности в Республике Азербайджан с 24 мая 1993 года по 21 мая 1997 года в фирме "Шахлар Е" города Баку, 3 года 11 месяцев 27 дней, - включить в общий трудовой стаж период трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя с 09 июня 2007 года по 09 февраля 2010 года, - учесть периоды денежного довольствия до 10 сентября 1992 года для исчисления страховой пенсии, выбрав наиболее выгодный вариант, периоды военной службы в армии по контракту с 01 января 1987 года по 31 декабря 1991 года;
- произвести перерасчет пенсии, произвести доплату, индексацию страховых взносов в сумме 13 799 рублей 30 копеек и перевести в пенсионные баллы с 2007 года по 2010 год.
В обоснование требований указал, что является получателем страховой пенсии по старости с ноября 2019 года, не согласен с размером пенсии. Указывает на то, что по вине сотрудников пенсионного фонда отсутствовала справка о денежном довольствии за период военной службы по контракту с декабря 1980 года по 07 сентября 1992 года. При обращении за назначением пенсии он не был проинформирован о необходимости представить дополнительные документы. 31 января 2019 года он получил справки о денежном довольствии из архива Министерства обороны и обратился за перерасчетом пенсии, однако в перерасчете ответчиком отказано. 10 июня 2020 года он получил страховую пенсию с надбавкой в сумме 710 рублей 52 копейки с 01 февраля 2020 года. При этом ответчик отказывается включать в страховой стаж спорные периоды.
Решением Мотовилихинского районного суда города Перми от 24 декабря 2020 года исковые требования Мурадова Р.А.о. удовлетворены частично, на УПФР в Мотовилихинском районе города Перми возложена обязанность включить в страховой, общий трудовой стаж истца период военной службы с 01 января 1991 года по 24 августа 1992 года, а также возложена обязанность произвести перерасчет пенсии. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 24 декабря 2020 года изменено, определен период военной службы, подлежащий включению в страховой стаж истца, с 01 января 1991 по 06 сентября 1992 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мурадов Р.А.о. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Истец Мурадов Р.А.о, представитель ответчика УПФР в Мотовилихинском районе города Перми в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мурадов Р.А.о. с 28 октября 2019 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Общий страховой стаж истца на 31 октября 2017 года составил 18 лет 10 месяцев 14 дней.
В страховой стаж учтены:
- период учебы с 01 октября 1977 года по 23 февраля 1978 года (календарно);
- период службы в армии по призыву с 16 апреля 1978 года по 26 мая 1980 года (в двойном размере);
- период службы в армии не по призыву с 27 мая 1980 года по 31 декабря 1990 года (календарно);
- трудовая деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 09 июня 2007 года по 01 февраля 2010 года (календарно)
- период осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет с 31 октября 2016 года по 31 октября 2017 года.
По информации, предоставленной Военным комиссариатом Мотовилихинского и Орджоникидзевских районов г. Пермь Пермского края, в материалах личного дела Мурадова Р.А.о, имеются сведения о прохождении им службы: с 16 апреля 1978 года по 01 ноября 1980 года в составе в/части п.п. 34828 в должности водителя в воинском звании "рядовой"; с 01 ноября 1979 года по 27 мая 1980 года в составе в/части п.п. 34828 в должности старший водитель, в воинском звании "ефрейтор"; с 27 мая 1980 года по 12 декабря 1980 года проходил сверхсрочную (по контракту) службу в составе 143 военной школы младших специалистов в должности курсант в воинском звании "прапорщик"; с 12 декабря 1980 года по 10 ноября 1983 года в составе 1072 отдельного батальона, в должности - начальник склада, в воинском звании "прапорщик"; с 10 ноября 1983 года по 19 ноября 1985 года в составе 1072 отдельного батальона, в должности - старший техник автомобильной роты, в воинском звании "прапорщик"; с 19 ноября 1985 года откомандирован в распоряжение командующего войсками Закавказского военного округа; с 22 марта 1986 года по 13 апреля 1989 года в составе 396 отдельной роты в должности командира автомобильного взвода, в воинском звании "прапорщик"; с 13 апреля 1989 года по 24 августа 1992 года в составе 396 отдельной роты в должности командира стрелкового взвода, в воинском звании "старший прапорщик". В выписке из приказа командира в/части 53669 имеются сведения: исключить из списков части с 10 сентября 1992 года. Сведений о переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в Вооруженные Силы Республики Азербайджан в личном деле нет. Имеется запись в послужном списке, что проходил службу с 07 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года на должности командира взвода в бригаде материального обеспечения в/ч 250, приказ МО Республики Азербайджан от 07 сентября 1992 года, приказа о назначении нет.
31 января 2020 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с поступившими из филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" архивными справками о размере денежного довольствия, на основании чего был произведен перерасчет пенсии. При этом, оценка пенсионных прав Мурадова Р.А. произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по наиболее выгодному для истца варианту.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить в общий трудовой (страховой) стаж период срочной службы в армии по призыву с 16 апреля 1978 года по 26 мая 1980 года в двойном размере, период военной службы по контракту с 26 мая 1980 года по 09 сентября 1992 года в льготном исчислении один месяц за полтора, в том числе при наведении общественного порядка в период чрезвычайного положения в городе Баку за следующие периоды: с 20 января 1990 года по 28 февраля 1990 года, с 01 марта 1990 года по 09 октября 1990 года, 11 ноября 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 24 августа 1992 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьями 8, 11, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что оценка пенсионных прав истца произведена пенсионным органом по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", являющемуся наиболее выгодным для истца вариантом. Периоды службы в армии учтены ответчиком в календарном порядке, поскольку положения пункта 3 статьи 30 указанного закона не предусматривают возможность включения в общий трудовой стаж периода службы в армии в льготном исчислении.
Судом установлено, что в страховой стаж истца не включен период службы с 01 января 1991 года по 23 мая 1993 года, в том числе, по контракту в Вооруженных силах Республики Азербайджан с 07 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года, а также период трудовой деятельности в Республике Азербайджан с 24 мая 1993 года по 21 мая 1997 года в фирме "Шахлар Е".
Отказывая в удовлетворении требований о включении в общий трудовой (страховой) стаж периода военной службы по контракту в Вооруженных Силах Республики Азербайджан с 07 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года, периода трудовой деятельности в Республике Азербайджан с 24 мая 1993 года по 21 мая 1997 года в фирме "Шахлар Е" города Баку, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой отсутствует, вследствие чего пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, прибывших на постоянное место жительства из Республики Азербайджан, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о том, что период военной службы по контракту в Вооруженных Силах Республики Азербайджан с 25 августа 1992 года по 23 мая 1993 года не подлежат включению в страховой стаж. Установив, что доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 24 мая 1993 года по 21 мая 1997 года не представлено, суд, руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о том, что правовых оснований для включения вышеуказанного периода трудовой деятельности в страховой стаж не имеется.
Установив, что Мурадов Р.А. был уволен со службы из Вооруженных Сил Российской Федерации и исключен из списков личного состава на основании приказа командира Войсковой части от 20 августа 1992 года, с 07 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года истец проходил службу в войсках МО Республики Азербайджан, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период с 01 января 1991 года по 24 августа 1992 года подлежит включению в общий трудовой (страховой) стаж истца, с возложением на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в общий трудовой (страховой) стаж период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 09 июня 2007 года по 09 февраля 2010 года, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии, индексацию страховых взносов в сумме 13 799 рублей 30 копеек, перевести в пенсионные баллы с 2007 года по 2010 год, суд первой инстанции, исходил из того, что страховые взносы за период с 2007 по 2010 год ответчиком учтены и проиндексированы, сведения о страховом стаже за период работы в качестве индивидуального предпринимателя в выписке из индивидуального лицевого счета Мурадова Р.А. в системе ПФР за 2010 год отражены с 01 января 2010 года по 01 февраля 2010 года, оценка пенсионных прав на 01 января 2002 года произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как по наиболее выгодному варианту, где продолжительность страхового стажа на 31 декабря 2001 года составила 12 лет 8 месяцев 16 дней (служба в армии по призыву учтена календарно), расчетный размер страховой части трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2001 года определен следующим образом: 0, 923 х 0, 55 х 1 671 рубль = 848 рублей 28 копеек, где: 0, 55 - стажевый коэффициент; 0, 923 - отношения заработков; 1 671 рубля - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля 2001 года по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, величина расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01 января 2002 года составила: (848 рублей 28 копеек - 450 рублей) х 0, 50844444 х 228 х 5, 61481656 = 259 240 рублей копейки, где: 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 года; 228 - ожидаемый период выплаты пенсии на дату назначения пенсии, 0, 50844444 отношение
имеющегося стажа (12 х 12 + 8+ 16/30) к требуемому полному стажу (25 х 12); 5, 61481656 - коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии. Общий страховой стаж для определения суммы валоризации составил 08 месяцев 16 дней, коэффициент валоризации - 22%. Повышение из суммы валоризации: 259 240 рублей 22 копейки х 0, 22 = 57 032 рубля 85 копеек. Сумма страховых взносов с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - 13 799 рублей 30 копеек. Страховая пенсия по старости без учета фиксированной выплаты 31 декабря 2014 года составила: 259 240 рублей копейки + 57 032 рубля 85 копеек + 13 799 рублей 30 копеек = 330 072 рубля 37 копеек : 228 1447 рублей 69 копеек. ИПКс за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, равен 22, 585 = 1 447 рублей 69 копеек : 64 рубля 10 копеек, величина ИПК на 01 января 2020 года установлена 22, 585+1, 805 = 24, 390. Общий размер страховой пенсии по старости на 01 февраля 2020 года составил: страховая пенсия по старости (24, 390 х 93 рубля) 2 268 рублей 27 копеек, фиксированная выплата к страховой пенсии 5 686 рублей 25 копеек, федеральная социальная доплата к пенсии установлена в размере 822 рубля 48 копеек, а всего 8 777 рублей, где 93 рубля - стоимость одного пенсионного коэффициента с 01 января 2020 года в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вопросам назначения и выплаты пенсий".
Установив вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьями 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", частью 7 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вопросам назначения и выплаты пенсий", суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в указанной части не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, за исключением вывода суда первой инстанции относительно продолжительности периода службы истца в Вооруженных силах СССР, подлежащего включению в страховой (трудовой) стаж.
Изменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции, установив, что Мурадов Р.А, уволенный в запас по сокращению штатов, подлежал исключению из списков личного состава войсковой части Вооруженных Сил СССР по окончанию отпуска, предоставленного ему с 24 августа 1992 года, с 07 сентября 1992 года истец был зачислен в состав Вооруженных Сил Республики Азербайджан, пришел к выводу, что период военной службы истца в Вооруженных Силах СССР был окончен 06 сентября 1992 года, в связи с чем в страховой стаж истца подлежал включению период военной службы с 01 января 1991 года по 06 сентября 1992 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца выводы суда первой инстанции с учетом выводов суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Так, с 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Для расчета страховой пенсии учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). ИПК суммируется и умножается на стоимость балла, который ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации. К полученному результату прибавляется фиксированная выплата.
До 31 декабря 2014 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года.
С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 названного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен выбираться вариант назначении пенсии, а также вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оценка пенсионных прав истца произведена пенсионным органом по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", являющемуся наиболее выгодным вариантом для истца, размер пенсии истца судами проверен и обоснованно признан правильным.
В судебном постановлении суда первой инстанции приведен подробный расчет размера страховой пенсии истца по состоянию на 01 февраля 2020 года, в котором указаны: продолжительность страхового стажа на 31 декабря 2001 года, расчетный размер страховой части трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2001 года, величина расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01 января 2002 года, общий страховой стаж для определения суммы валоризации, сумма страховых взносов с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, величина ИПК, фиксированная выплата к страховой пенсии, федеральная социальной доплата к пенсии, стоимость одного пенсионного коэффициента с 01 января 2020 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенным расчетом размера страховой пенсии, поскольку такой расчет соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан при правильном применении норм материального права и его толковании.
Поскольку оценка пенсионных прав истца производилась пенсионным органом по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как по наиболее выгодному варианту, служба в составе Вооруженных сил СССР обоснованно зачтена ответчиком в календарном порядке в силу прямого указания в законе.
При этом судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что исчисление периодов военной службы в ином порядке возможно при оценке пенсионных прав в соответствии с положениями пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который для оценки пенсионных прав истца не применялся.
Выводы судов об отказе в удовлетворении требований о включении в общий трудовой (страховой) стаж периода военной службы в Вооруженных Силах Республики Азербайджан с 07 сентября 1992 года по 23 мая 1993 года, периода трудовой деятельности в Республике Азербайджан с 24 мая 1993 года по 21 мая 1997 года в фирме "Шахлар Е" города Баку с указанием на отсутствие соответствующего соглашения между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в области пенсионных правоотношений, а также того, что доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период не представлено, являются правильными и мотивированными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, доводами кассационной жалобы не опровергнуты.
Доводы жалобы истца, выражающие несогласие с размером назначенной ему пенсии, являлись предметом проверки в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, обосновано признаны несостоятельными по мотиву неправильного применения истцом норм материального права.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 24 декабря 2020 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мурадова Расима Агагусейн оглы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.