Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4557/2020 по иску Рысовой Ольги Евгеньевны к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии, по кассационной жалобе Рысовой Ольги Евгеньевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Рысову О.Е, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рысова О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в Ленинском районе г. Перми) о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов работы с 01 сентября 1995 года по 31 августа 1998 года, с 01 июля 2010 года по 31 июля 2010 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15 августа 2019 года.
В обоснование заявленных требований Рысова О.Е. сослалась на то, что УПФ в Ленинском районе г. Перми решениями от 22 января 2020 года и 09 апреля 2020 года отказало ей в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Согласно трудовой книжке с 01 сентября 1995 года по 01 сентября 1998 года она работала помощником воспитателя в интернате муниципального общеобразовательного учреждения "Мулянская средняя школа", одна обеспечивала жизнедеятельность 25 разновозрастных детей, то есть фактически в полном объеме выполняла функции воспитателя и одновременно его помощника. Указывает, что с 01 июля 2010 года по 31 июля 2010 года она находилась в очередном ежегодном оплачиваемом отпуске, данный период подлежит зачету в специальный стаж.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 февраля 2021 года, на УПФ в Ленинском районе г. Перми возложена обязанность включить Рысовой О.Е. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске с 01 июля 2010 года по 31 июля 2010 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Рысова О.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Поскольку решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2020 года апелляционной инстанций оставлено без изменения, то по доводам кассационной жалобы подлежат проверке оба судебных акта.
Представитель ответчика УПФ в Ленинском районе г. Перми, представитель третьего лица муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Мулянская средняя школа" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 указанной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 - для учета деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 - для учета деятельности, имевшей место за период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 17 июля 2019 года Рысова О.Е. обратилась в УПФ в Ленинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в Ленинском районе г. Перми от 22 января 2020 года Рысовой О.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости пенсионным органом не включены периоды работы с 01 сентября 1995 года по 31 августа 1998 года в должности помощника воспитателя муниципального общеобразовательного учреждения "Мулянская средняя школа", так как наименование должности "помощник воспитателя" в интернате не предусмотрена Списком N 781; с 01 июля 2010 года по 31 июля 2010 года, так как период не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
14 февраля 2020 года Рысова О.Е. повторно обратилась в УПФ в Ленинском районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в Ленинском районе г. Перми от 09 апреля 2020 года Рысовой О.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж включен период работы в должности учителя географии в муниципальном общеобразовательном учреждении "Мулянская средняя школа" с 17 июля 2019 года по 13 февраля 2020 года. Продолжительность периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составила по расчетам пенсионного органа 22 года 05 месяцев 02 дня.
Разрешая спор о включении в педагогический стаж истца периода с 01 июля 2010 года по 31 июля 2010 года, суд первой инстанции установив, что данный период является периодом очередного оплачиваемого отпуска и, руководствуясь пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в данной части.
Судебные акты в данной части не обжалуются.
Разрешая возникший спор в части включения в стаж педагогической деятельности периода работы с 01 сентября 1995 года по 31 августа 1998 года, суд первой инстанции исходил из того, что должность "помощник воспитателя" Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 и Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрена; в соответствии Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N761н, по тарифно-квалификационным характеристикам должность помощника воспитателя относится к должностям учебно-вспомогательного персонала, а не к должностям педагогических работников, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного периода в специальный стаж истца.
Апелляционная инстанция с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Рысовой О.Е. со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 322, о том, что период работы с 01 сентября 1995 года по 31 августа 1998 года должен быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как она обучалась на очном отделении в Пермском государственном университете, при этом за ней сохранялось место работы, осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ее трудовая деятельность осуществлялась в одном образовательном учреждении, основанием к отмене судебных актов не являются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих вопросы назначения пенсий.
Возможность включения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в стаж педагогической деятельности была предусмотрена пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Указанный нормативный акт утратил силу до начала учебы истца в Пермском государственном университете.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 322 постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" дополнено пунктом 3(1), в соответствии с которым при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В указанном нормативном акте идет речь о профессиональном обучении педагогических работников, которое им необходимо для выполнения (продолжения) трудовой функции, осуществляемое по направлению и за счет работодателя (повышение квалификации).
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 02 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 февраля 2021 год года оставить без изменения, кассационную жалобу Рысовой Ольги Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.