Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2021 по апелляционной жалобе административного истца Каюкова Алексея Геннадьевича на решение Калининградского областного суда от 22 января 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Каюкова Алексея Геннадьевича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Каюков А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему двух земельных участков с кадастровым номером N:2792 площадью 80 678 кв.м и N:619 площадью 11 644 кв.м, расположенных по адресу: Калининградская область, "адрес", в размере рыночной стоимости 1 руб. каждый по состоянию на 24 сентября 2019 года, на основании отчета об оценке N 293-10/19, подготовленного ООО " Д", так как кадастровая стоимость земельных участков в размере 11 484 513, 3 руб. и 1 657 523, 4 руб. соответственно превышает их рыночную стоимость, что влечет для него обязанность уплачивать земельный налог в завышенном размере.
В ходе судебного разбирательства для определения рыночной стоимости земельных участков была назначена судебная оценочная эксперта, по результатам которой определена рыночная стоимость земельных участков.
Решением Калининградского областного суда от 22 января 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:2792 установлена в размере рыночной стоимости - 11 406 260 руб, земельного участка с кадастровым номером N:619 - 1 646 230 руб.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, так как в основу решения суда положено недопустимое доказательство - заключение эксперта, поскольку экспертиза была проведена без осмотра земельных участков; полагает достоверными выводы оценщика о предназначении земельных участков для проезда к земельным участкам для дачного строительства, в связи с чем метод сравнительного подхода не применим.
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, административный истец просил рассмотреть дело без его участия и без участия его представителя.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Такое нарушение судом первой инстанции допущено и состоит в следующем.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровым номером N:2792 и N:619, расположенных по адресу: Калининградская область, "адрес".
По состоянию на 24 сентября 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N:2792 утверждена в размере 11 484 513, 3 руб, с кадастровым номером N:619 - в размере 1 657 523, 4 руб, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д. 6-9 т.1)
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 1, 2).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу требований части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, поскольку закон предоставляет возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости, установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.
На основании положений части 7 статьи 22 данного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Об этом же указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление), согласно которому с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические лица - собственники объектов недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, затрагивает права и законные интересы административного истца, и он вправе оспаривать кадастровую стоимость объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости N 293-10/19, подготовленный ООО " Д", согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 24 сентября 2019 обоих земельных участков составляет 1 руб. каждый.
С целью проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности судом была назначена судебная экспертиза.
Заключением эксперта ООО " Н" N ЗЭ-1802-2020 по состоянию на 24 сентября 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N:2792 определена в размере 11 406 260 руб, с кадастровым номером N:619 - 1 646 230 руб.
Определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО " С" с возложением обязанности по ее оплате на административного истца.
Заключением эксперта N 4 от 7 июня 2021 года отчет об оценке, представленный административным истцом, признан не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 24 сентября 2019 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером N:2792 определена в размере 92 000 руб, с кадастровым номером N:619 - 83 000 руб.
С результатами экспертизы согласился административный истец и уточнил заявленные требования.
Данное заключение суд апелляционной инстанции признает в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего предмет заявленного требования, при этом суд исходит из того, что оно соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок, нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики. В нем содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки. В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения необходимых подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объектов исследования.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в заключении содержатся ссылки на источники полученной информации, допускающие возможность их проверки.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, в связи с чем судом апелляционной инстанции содержащиеся в нем выводы являются основанием для изменения состоявшегося по делу решения в части размера установленной кадастровой стоимости земельных участков.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининградского областного суда от 22 января 2021 года изменить.
Установить по состоянию на 24 сентября 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 80 678 кв.м с кадастровым номером N:2792, расположенного по адресу: Калининградская область, "адрес" в размере 92 000 (девяносто две тысячи) рублей.
Установить по состоянию на 24 сентября 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 11 644 кв.м с кадастровым номером N:619, расположенного по адресу: Калининградская область, "адрес", в размере 83 000 (восемьдесят три тысячи) рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Каюкова Алексея Геннадьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.