Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при ведении протокола помощником судьи Кирюхиной О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-318/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Катерок" о признании акта государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого двухэтажного здания с кадастровым номером N" незаконным, изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Московского областного суда от 16 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Сорокина А.А, пояснения представителей государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" по доверенностям Ковальчук О.В, Каляпина И.А, поддержавших апелляционную жалобу, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Катерок" по доверенности Давтяна А.О, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Катерок" (далее также - ООО "Катерок", Общество, административный истец), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1 243 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Московский областной суд с административным иском о признании акта государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого двухэтажного здания с кадастровым номером 50:08:0060123:298" незаконным, изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований указало, что до 28 февраля 2020 года являлось собственником указанного здания.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" в отношении спорного нежилого здания установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 953 395 рублей 77 копеек, подлежащая применению с 1 января 2019 года.
Вместе с тем, после подачи в феврале 2020 года административным истцом налоговой декларации по уплате налога на имущество юридических лиц, ИФНС России по городскому округу Истра была инициирована камеральная налоговая проверка, согласно Акту которой, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости содержится в ЕГРН в размере 70 646 174 рублей 66 копеек, в связи с чем Обществу доначислен налог на имущество.
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее также - Управление Росреестра по Московской области) от ДД.ММ.ГГГГ N Обществу стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ по итогам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N на основании постановления администрации городского округа Истра о присвоении адреса объекту адресации от ДД.ММ.ГГГГ N в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения об адресе объекта недвижимости с: "Российская "адрес"" на " "адрес"", после чего кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером N была определена государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" (далее также - ГБУ МО "Центр кадастровой оценки") в размере 70 646 174 рублей 66 копеек и внесена в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N с указанием даты определения - 24 декабря 2018 года и даты применения - 1 января 2019 года. Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости увеличилась в 5 раз.
Административный истец считал действия филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Управления Росреестра по Московской области по перерасчету кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости незаконными, нарушающими права административного истца, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена по состоянию на 1 января 2018 года распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" и действует до следующей кадастровой оценки.
С учетом уточненных исковых требований ООО "Катерок" просило:
признать незаконными действия филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в отношении нежилого двухэтажного здания административно-бытового корпуса с кадастровым номером N в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного объекта в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
признать незаконным Акт ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N - нежилого двухэтажного здания административно-бытового корпуса площадью 1 243 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
признать незаконными действия Управления Росреестра по Московской области по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N в отсутствие изменений количественных и (или) качественных характеристик данного объекта в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
обязать Управление Росреестра по Московской области исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек, определенной по состоянию на 24 декабря 2018 года, внесенные в ЕГРН на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N и включить в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 13 953 395 рублей 77 копеек, утвержденной по состоянию на 1 января 2018 года распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
Решением Московского областного суда от 16 февраля 2021 года административный иск ООО "Катерок" удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Московской области ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований к Управлению Росреестра по Московской области, просит принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду незаконности и необоснованности постановленного судебного решения. В апелляционной жалобе указывает, что судом неверно применены нормы материального права, а также дана ненадлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, не представлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, об отложении разбирательства дела не просили.
На основании статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируют положения Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кроме этого, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года N 514 утверждён Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 237-ФЗ в редакции, действовавшей в юридически значимый период, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Приведенная статья Закона N 237-ФЗ не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственной реестр недвижимости, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Катерок" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1 243 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" установлена кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 953 395 рублей 77 копеек, подлежащая применению с 1 января 2019 года.
Впоследствии Актом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N увеличена до 70 646 174 рублей 66 копеек, с указанием даты внесения сведений о кадастровой стоимости 1 апреля 2020 года, даты определения - 24 декабря 2018 года и даты применения - 1 января 2019 года.
При этом из материалов дела усматривается и судом первой инстанции установлено, что причиной для пересмотра кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости явилось изменение его адреса на основании постановления администрации городского округа Истра о присвоении адреса объекту адресации от ДД.ММ.ГГГГ N с: " "адрес"" на " "адрес"". Иных изменений качественных и (или) количественных характеристик в отношении объекта недвижимости в указанный период не было.
Доказательств обратного административными ответчиками ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, разрешая административный спор, и приходя к выводу о признании Акта об определениим кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" незаконным, суд первой инстанции оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что характеристики принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, влекущие за собой изменение его кадастровой стоимости, в значимый период не производились.
Приведенный вывод суда первой инстанции подробно мотивирован в обжалуемом решении, не согласиться с которым у судебной коллегии оснований не имеется, и в апелляционной жалобе по существу не опровергнут.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о признании действий Управления Росреестра по Московской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания в кадастровый номер N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек незаконными и возложении обязанности на Управление Росреестра по Московской области по исключению данных сведений из Единого государственного реестра недвижимости и включению сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания в кадастровый номер N в размере, установленной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 по состоянию на 1 января 2018 года - 13 953 395 рублей 77 копеек, судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьей 17 Закона N 237-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 16 Закона N 218-ФЗ определено, что датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 7 названного закона орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном приведенным Федеральным законом.
Исходя из названных положений действующего законодательства Управление Росреестра, в силу закона, обязано вносить в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании документов, устанавливающих или изменяющих их кадастровую стоимость. При этом действующее законодательство не возлагает на Управление Росреестра обязанности по проверке законности данных документов.
В свою очередь проверка законности действий регистрирующих органов по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости, исходя из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости", не является спором о результатах определения уполномоченным органом кадастровой стоимости, а потому не регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, как следствие, не подлежит рассмотрению областным судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 названного кодекса судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Согласно части 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.
Поскольку вопрос о возвращении административного искового заявления в указанной части не был решен судом на стадии принятия, при установленных обстоятельствах оно подлежало оставлению без рассмотрения на стадии рассмотрения дела.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек на основании акта государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" N от ДД.ММ.ГГГГ определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- возложения обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области:
исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ, внести в Единый государственный реестр недвижимости данные о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 953 395 рублей 77 копеек, отменить, принять в этой части новое решение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
Принимая во внимание, что Акт ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от ДД.ММ.ГГГГ, изменяющий кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, признан незаконным, с целью восстановления прав административного истца судебная коллегия считает необходимым установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 953 395 рублей 77 копеек, которая подлежит применению с 1 января 2019 года.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда 16 февраля 2021 года отменить в части:
- признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек на основании акта Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" N от ДД.ММ.ГГГГ определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- возложения обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области:
исключить из Единого государственного реестра недвижимости данные о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере 70 646 174 рублей 66 копеек на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ, внести в Единый государственный реестр недвижимости данные о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1633 от 27 ноября 2018 года по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 953 395 рублей 77 копеек, принять в этой части новое решение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
В остальной части решение Московского областного суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения абзацами следующего содержания:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 13 953 395 рублей 77 копеек.
Сведения об указанной кадастровой стоимости подлежат применению с 1 января 2019 года.
Принятое апелляционное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 50:08:0060123:298.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.