Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-24/2021 по административному исковому заявлению Калединой Надежды Ивановны о признании недействующим подпункта 5.8 пункта V Порядка назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области, утвержденного решением Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области N 16 от 10 апреля 2019 года (в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области N 25 от 13 июля 2020 года)
по апелляционной жалобе Калединой Надежды Ивановны на решение Курского областного суда от 19 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения по доводам апелляционной жалобы административного истца Калединой Н.И, ее представителя по доверенности Баленко Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области N 16 от 10 апреля 2019 года утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области (далее - Порядок). В настоящее время Порядок действует в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области N 25 от 13 июля 2020 года.
Пунктом V названного Порядка установлен порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих, согласно подпункту 5.8 которого "размер среднемесячного заработка не может превышать 1, 5 должностного оклада, установленного муниципальному служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Каледина Н.И. обратилась в Курский областной суд с административным иском о признании не действующим с момента принятия подпункта 5.8 пункта V Порядка (в редакции решения N 25 от 13 июля 2020 года), считая его противоречащим положениям части 10 статьи 8 Закона Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области", ссылаясь на то, что на основании оспариваемого акта администрацией Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области ей отказано в назначении доплаты к пенсии, чем нарушено ее право на социальное обеспечение.
Решением Курского областного суда от 19 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Калединой Н.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, считая решение Курского областного суда незаконным и необоснованным, просит отменить судебный акт и принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, а также неправильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрацией муниципального образования Будановский сельсовет Золотухинского района Курской области, а также участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились - представители Собрания депутатов Будановского сельского совета Золотухинского района Курской области, администрации Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в установленном законом порядке, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявляли.
На основании статьи 150, части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ закрепил распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Закон Курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" устанавливает, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и Законом Курской области от 1 февраля 2017 года N 1-ЗКО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Курской области". Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Курской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Курской области. Максимальный размер пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского служащего Курской области, определенного в соответствии со статьей 6 приведенного Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ среднемесячный заработок при расчете пенсии за выслугу лет учитывается с рядом ограничений, в частности, он не может превышать 2, 8 должностного оклада (0, 8 денежного вознаграждения) служащего.
Аналогичные положения закреплены и в части 2 статьи 6 Закона Курской области от 1 февраля 2017 года N 1-ЗКО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Курской области" закреплено, в силу которой размер среднемесячного заработка, исходя из которого государственному гражданскому служащему Курской области исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2, 8 должностного оклада, установленного государственному гражданскому служащему Курской области в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Курской области.
Таким образом, в указанных федеральных и областных законах установлены лишь максимальные размеры денежного содержания, из которых исчисляется пенсия за выслугу лет, и не предусмотрены минимальные размеры денежного содержания для такого исчисления, в связи с чем установление меньших размеров денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, как правильно указал суд первой инстанции, не противоречит вышеуказанным положениям областного законодательства.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что Собрание депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области уполномочен был принимать решения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет. Поскольку финансирование данной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то Собрание депутатов вправе было вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей названного муниципального образования, а также в связи с тем, что установленный размер состава денежного содержания не превышает максимальный размер денежного содержания, установленного Законом Курской области от 1 февраля 2017 года N 1-ЗКО "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной службы Курской области".
Доводы апелляционной жалобы о профиците бюджета сельсовета и, как следствие, отсутствии правовых оснований для установления пониженной величины среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсионное обеспечение муниципальному служащему Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку опровергнуты исследованными судом первой инстанции доказательствами по делу.
Не может судебная коллегия согласиться и с доводом апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Золотухинского района Курской области ввиду того, что финансовая деятельность сельсовета напрямую зависит от выделенных средств названной администрацией, поскольку он основан на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, так как условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются самостоятельно органами местного самоуправления, в данном случае - Будановским сельсоветом Золотухинского района Курской области, исходя из наличия у него бюджетных средств, а потому данные расходы не связаны с бюджетом администрации Золотухинского района Курской области.
Кроме того, суд первой инстанции, проверив оспариваемое решение N 16 от 10 апреля 2019 года (в редакции решения Собрания депутатов Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области N 25 от 13 июля 2020 года) на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования муниципального правового акта, правомерно не усмотрел таких нарушений.
Согласно части 17 статьи 8 Закона курской области от 13 июня 2007 года N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области" порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, правила обращения за пенсией за выслугу лет, правила установления пенсии за выслугу лет устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Уставом муниципального образования "Будановский сельсовет" Золотухинского района Курской области, утвержденным решением Собрания депутатов Будановского сельсовета 21 ноября 2010 года N 16, предусмотрено, что муниципальные правовые акты, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области официальному опубликованию, публикуются Главой Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области в 7-ми дневный срок в газете "Золотухинская жизнь", размещаются в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования "Будановский сельсовет" Золотухинского района Курской области (http://budanovka.ru/articles/municipalnye-pravovye-akty).
Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений также используется портал Минюста России "Нормативные правовые акты Российской Федерации" (http://pravo-mingust.ru, htt://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ N ФС77-72471 от 5 марта 2008 года). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на указанном портале объемные графические и табличные приложения к нему в газете "Золотухинская жизнь" могут не приводится.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
При рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции достоверно установлено, что оспариваемые решение и Порядок обнародованы на стендах информации администрации Будановского сельсовета Золотухинского района Курской области и размещены на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://budanovka.ru/articles/municipalnye-pravovye-akty, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с содержанием муниципальных нормативных правовых актов.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном истолковании норм материального и процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калединой Надежды Ивановны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.