Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-81/2021 по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 1 апреля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Пивоваренная компания "Балтика" к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Пивоваренная компания "Балтика" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности шести земельных участков, расположенных по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. "адрес", в котором просило установить кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2019 года:
"адрес" - с кадастровым номером 76:23:061401 N в размере, равной рыночной стоимости, 41 890 000 рублей, "адрес" - с кадастровым номером 76:23:061401: N - 55 803 000 рублей, "адрес" - с кадастровым номером 76:23:061401: N - 19 131 000 рублей, "адрес" - с кадастровым номером 76:23:061401: N - 6 333 000 рублей, "адрес" - с кадастровым номером 76:23:061401: N - 13 525 000 рублей, у "адрес" кадастровым номером 76:23:060601: N - 6 360 000 рублей;
представив в обоснование заявленных требований отчеты об оценке N 14393/20, N 14392/20, подготовленные ООО "Ярэксперт", так как утвержденная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 76:23:060601: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N в размерах 13 294 976, 12 рублей, 21 057 180, 03 рублей, 96 248 284, 83 рубля, 56 230 079, 67 рублей, 10 595 724, 93 рублей, 26 101 475, 37 рублей соответственно превышает рыночную стоимость, что влечет уплату налога в повышенном размере.
С целью определения достоверности сведений в представленном отчете об оценке судом назначена судебная оценочная экспертиза, по результатам которой отчеты об оценке признаны соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Решением Ярославского областного суда от 1 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. На основании отчетов об оценке по состоянию на 1 января 2019 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:061401: N в размере, равной рыночной стоимости, 41 890 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 55 803 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 19 131 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 6 333 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 13 525 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:060601: N - 6 360 000 рублей.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит назначить повторную судебную оценочную экспертизу, решение суда отменить и принять новый судебный акт, так как заключение эксперта не соответствует Федеральным законам "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", "Об оценочной деятельности"; в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебной оценочной экспертизы необоснованно отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, представители административного истца, заинтересованных лиц Управления Росреестра по Ярославской области, ФГБУ ФКП Росреестра представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат шесть земельных участков, расположенных по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул "адрес", с кадастровыми номерами 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:060601: N.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 76:23:060601: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N, 76:23:061401: N по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года N 20-н и составила 13 294 976, 12 рублей, 21 057 180, 03 рублей, 96 248 284, 83 рубля, 56 230 079, 67 рублей, 10 595 724, 93 рублей, 26 101 475, 37 рублей соответственно (л.д. 37-42 т. 1).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 1, 2).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).
В силу пункта 1 статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу требований части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, поскольку закон предоставляет возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости, установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.
На основании положений части 7 статьи 22 данного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Об этом же указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума), согласно которому с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица - собственники объектов недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, затрагивает права и законные интересы административного истца, и он вправе оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости N 14393/20, N 14392/20, подготовленные ООО "Ярэксперт", согласно которым по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 76:23:061401: N составляет 41 890 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 55 803 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 19 131 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 6 333 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:061401: N - 13 525 000 рублей, с кадастровым номером 76:23:060601: N - 6 360 000 рублей.
С целью определения достоверности выводов, содержащихся в представленных административным истцом отчетах об оценке, судом назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Стремление".
Заключением судебной экспертизы N 3а-81/2021 от 15 февраля 2021 года представленные отчеты об оценке признаны соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Устанавливая величину кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании отчетов об оценке, суд первой инстанции исходил из того, что представленные отчеты соответствуют действующему законодательству об оценочной деятельности, содержат указание на применение при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок, нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики. В отчетах содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчет об оценке, признал требования административного истца обоснованными, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также документов, содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Доводы апелляционной жадобы о том, что заключение эксперта содержит формальный подход и не соответствует Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" являются несостоятельными, поскольку эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимую квалификацию в области оценочной деятельности.
Ходатайство о назначении повторной экспертизы суд рассмотрел в соответствии с требованиями статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно отказал в его удовлетворении.
Не установлено оснований для назначения повторной экспертизы и судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Ярославского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного суда от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.