Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05 мая 2021 г. по делу N 16-1241/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу консультанта отдела правового обеспечения в сферах промышленности и торговли комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Катюшкина Д.В. на вступившее в законную силу решение судьи Волгоградского областного суда от 21 октября 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лакки" (далее- ООО "Лакки", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 августа 2020 года ООО "Лакки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 21 октября 2020 года вышеуказанное постановление судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Лакки" прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено состоявшееся по делу постановление.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу просит отменить решение судьи Волгоградского областного суда от 21 октября 2020 года, приводя доводы о его незаконности, дело направить на новое рассмотрение.
Законный представитель ООО "Лакки", извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом указанной жалобы, в установленный срок возражения на неё не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года N 179 "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 29 мая 2020 года N 339 (далее - постановление Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 N 179) на основании плана мероприятий по выявлению нарушений правил поведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Волгоградской области с 26 по 31 мая 2020 года, утвержденного заместителем Губернатора Волгоградской области - председателем комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, юридические лица и индивидуальные предприниматели, организующие и осуществляющие деятельность в местах с массовым скоплением людей, в том числе на объектах все видов транспорта общего пользования (вокзалах, аэропортах и других объектах), на торговых объектах, в местах проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий, обязаны обеспечить на входе в местах массового скопления людей измерение температуры тела граждан и дезинфекцию рук, регулярно проводить мероприятия по общей дезинфекции помещений и объекта транспорта.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 30 мая 2020 года в 10 часов 40 минут в нарушение постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года N 179, в магазине "МАН" по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 58а, сотрудниками не осуществлялось измерение температуры тела граждан (посетителей) объекта розничной торговли на входе в указанный магазин, а также осуществлялось обслуживания посетителей без средств индивидуальной защиты рук (перчаток) (л.д.9-10).
С данной позицией должностного лица административного органа согласился судья районного суда, признав ООО "Лакки" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сославшись на подтверждение вины общества протоколом об административном правонарушении от 9 июля 2020 года (л.д.3), протоколом осмотра N 24/2020 от 30 мая 2020 года (л.д.9-10), планом мероприятий по выявлению нарушений правил поведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Волгоградской области на период с 26 по 31 мая 2020 года (л.д.15-19), видеозаписью (л.д.23).
Отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по настоящему делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья Волгоградского областного суда исходил из того, что достаточных доказательств вины ООО "Лакки" в совершении противоправных действий, связанных с нарушением им требований правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, как и наличия в действиях юридического лица признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 настоящего Кодекса в ходе производства по настоящему делу должностным лицом административного органа и судьей районного суда не добыто.
В обоснование своего вывода судья областного суда указал на составление должностным лицом административного органа протокола осмотра помещения магазина "Ман", расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, 58А, в нарушение требований части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя магазина "Ман" (л.д.9-10), и сослался на то, что видеоматериал не подтверждает факта совершения ООО "Лакки" нарушения, выразившегося в не измерении температуры тела граждан (посетителей) объекта розничной торговли и обслуживания посетителей без средств индивидуальной защиты рук (перчаток) (л.д.23).
Также, принимая решение об отмене постановления о привлечении общества к ответственности, судья Волгоградского областного суда исходил из того, что внесенные в протокол осмотра от 30 мая 2020 года должностным лицом сведения о допущенных юридическим лицом нарушениях, противоречат данным, внесенным в протокол об административном правонарушении от 9 июля 2020 года (л.д.3, 9-10).
Оснований не согласиться с выводами судьи Волгоградского областного суда не имеется.
Как видно из протокола об административном правонарушении, в нем не указано нарушение, связанное с необеспечением дезинфекции рук граждан, как зафиксированное при составлении протокола осмотра магазина, тогда как в протокол об административном правонарушении внесено нарушение в виде неосуществления замера температуры тела граждан, которое не приведено в указанном протоколе осмотра.
Кроме того, из приложенной в материалы дела видеозаписи усматривается, что при ведении съемки в помещении магазина его сотрудники находились в перчатках и масках, а отсутствие на одной руке продавца перчатки с объяснением о необходимости использования мобильного телефона, не свидетельствует о том, что данное лицо при наличии перчатки на другой руке не использовало средства индивидуальной защиты рук при реализации товара.
Учитывая, что в протоколе осмотра и видеоматериале не содержатся сведения о неосуществлении замера температуры тела граждан, при этом в материалы дела иные сведения о том, что в отношении конкретных лиц не был осуществлен замер температуры тела не приложены, приведенное в процессуальном документе событие в этой части не подтверждено объективными данными.
В жалобе должностного лица, поданной в кассационный суд, поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу решения судьи Волгоградского областного суда от 21 октября 2020 года, при этом приведены доводы о наличии оснований для привлечения ООО "Лакки" к административной ответственности.
Доводы жалобы нельзя признать заслуживающими внимания, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Волгоградского областного суда допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
При таких обстоятельствах решение судьи Волгоградского областного суда от 21 октября 2020 года по доводам жалобы должностного лица отменено быть не может.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил
решение судьи Волгоградского областного суда от 21 октября 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лакки" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу консультанта отдела правового обеспечения в сферах промышленности и торговли комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Катюшкина Д.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Байбакова А.Н. N5-1614/2020
судья областного суда Коробицын А.Ю. N07п-527/2020
судья кассационного суда Карасова Г.Х. N16-1241/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.