Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, поступившую в суд первой инстанции 24 мая 2021 года, на решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 09 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бзегежева А.М. к государственному инспектору МО "Кошехабльский район" межмуниципального отдела по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Хамдохову Б.А. и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Бзегежева А.М. - Хакуринова Р.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бзегежев А.М. обратился в суд с административным иском к государственному инспектору МО "Кошехабельский район" межмуниципального отдела по Кошехабельскому и Шовгеновскому районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Хамдохову Б.А. и Управлению Росреестра по Республике Адыгея о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением Кошехабельского районного суда Республики Адыгея от 05 марта 2020 года административный иск Бзегежева А.М. удовлетворен. Предписание от 06.11.2019 года по делу N 1-121/2018, вынесенное государственным инспектором МО "Кошехабльский район" и МО "Шовгеновский район" по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Кошехабльскому и Шовгеновским районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Хамдоховым Б.А, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение в срок до 05.02.2020 признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 09 марта 2021 года оставлено без изменения решение Кошехабельского районного суда Республики Адыгея от 05 марта 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель Бзегежева А.М. - Хакуринов Р.А. доводам кассационной жалобы возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что Бзегежев А.М. заявлял требования о признании незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства, выразившегося в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным видом использования: для строительства магазина, предоставленного административному истцу на основании Распоряжения главы администрации муниципального образования "Кошехабльское сельское поселение" Кошехабльского района Республики Адыгея и договора купли-продажи, находящегося в муниципальной собственности земельного участка N 6 от 05.02.2007 года.
Из материалов дела усматривается так же, что по результатам проведенной главным инспектором МО "Кошехабльский район" и МО "Шовгеновский район" по использованию и охране земель Хакуновым А.Б. внеплановой выездной и документарной проверки составлен акт проверки N 114 от 18.12.2018 и в отношении административного истца вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 1-114/2018. Согласно предписанию, в ходе проверки выявлено нецелевое использование части земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", площадью 327 кв.м, с разрешенным видом использования: для строительства магазина. Указанное нарушение предписано устранить до 18.06.2019. По ходатайству административного истца срок исполнения предписания N 1-114/2018 был продлен до 03.11.2019 года.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Адыгея 06.11.2019 года государственным инспектором Хамходовым Б.А. так же проведена внеплановая выездная документарная проверка исполнения раннее выданного предписания в связи с истечением срока для устранения нарушения, в ходе которой установлено, что раннее выявленное нарушение земельного законодательства Бзегежевым А.М. не устранено. По результатам данной проверки составлен акт проверки N 1-121/2019 от 06.11.2019 года и вновь вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 1-121/2019, в соответствии с которым, административному истцу предписано устранить нарушение в срок до 05.02.2020 года.
Из предписания, вынесенного 06.11.2019 N 1-121/2019, следует, что принадлежащий Бзегежеву А.М. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 327 кв.м. относится к категории земель - земли поселений, с разрешенным видом использования: для строительства магазина - используется не по целевому назначению.
Судами нижестоящих инстанций установлено и усматривается из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 327 кв.м. принадлежит на праве собственности Бзегежеву А.М. с 06.03.2007 года на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.02.2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Из выписок из ЕГРН от 03.02.2020 и 08.07.2020 на земельный участок N следует, что он приобретен в феврале 2007 года Бзегежевым А.М, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства магазина. Расположен на нем объект недвижимости N (магазин-пекарня).
С 09.08.2010 в собственности Бзегежева А.М. находится земельный участок с кадастровым номером N, который относится к категории земель: земли населенных пунктов - для пристройки подсобных помещений к магазину "Пекарня" площадью 133 кв.м.
Из акта выбора земельного участка для строительства объекта "Пристройка подсобных помещений к магазину - пекарне по адресу: "адрес" от 20.10.2008 года следует, что произведен выбор земельного участка для строительства объекта: "Пристройка подсобных помещений к магазину-пекарне" из земель - земли поселений ориентировочной площадью 135 кв.м, расположенного в жилой зоне, градостроительные регламенты не установлены. Проектируемым объектом является пристройка подсобных помещений к магазину - пекарне.
При составлении указанного акта комиссия пришла к выводу о том, что выбранный земельный участок является пригодным для строительства объекта: "пристройка подсобных помещений к магазину-пекарне".
Согласно градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, подготовленного на основании заявления Бзегежева А.М. от 13.03.2009 года - основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с генеральным планом а. Кошехабль и проекта перспективной планировки квартала 036 предусмотрено размещение объектов делового центра. Назначение объекта капитального строительства на земельном участке - пристройка подсобных помещений к магазину-пекарне.
В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию N 01.02.21 от 19.06.2008 Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования "Кошехабльский район" разрешен ввод в эксплуатацию здания магазина-пекарни "Хлебобулочные изделия" площадью 249, 3 кв.м. в "адрес"
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права с 30.12.2009 года в собственности административного истца находится здание магазина-пекарни площадью 325, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" В соответствии с кадастровым паспортом от 11.12.2009 года наименование объекта недвижимости - здание магазина - пекарни. Данный объект расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N
При рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций было установлено, что до февраля 2020 года в ЕГРН была допущена техническая ошибка: здание магазина-пекарни было "связано" только с земельным участком с кадастровым номером N
В соответствии с уведомлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от 05.02.2020 года определена "связь" между кадастровыми номерами N
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 14.02.2020 года, здание магазина-пекарни имеет кадастровый номер N. Кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен магазин-пекарня N
При изложенных выше обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что два земельных участка и магазин-пекарню административный истец приобрел в собственность в период 2008-2010 годов.
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией прав собственника земельного участка возводить жилые, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; обязанностей собственника использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статьи 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации), должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту прав граждан, которой надлежит быть полной и эффективной.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Кошехабльское сельское поселение" приняты 27.12.2012 года.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники зданий и сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории, которая осуществляется в том числе в виде градостроительного зонирования территорий, представляющего собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункты 1, 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.
Правила землепользования и застройки включают в себя также положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Положениями пунктов 2, 3, 4, 5 статьи 85 ЗК РФ, в силу которых земельные участки и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон (в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Аналогичные правила вводит статья 36 ГрК РФ, говоря о том, что установление градостроительных регламентов осуществляется с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также планируемого развития территориальных зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; допускается сочетание в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Положение части 1 статьи 51 ГрК РФ из которой буквально следует, что выдача разрешения на строительство подтверждает соответствие проектной документации правилам землепользования и застройки, а также допускает размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
По смыслу статей 7, 8 ЗК РФ разрешенное использование земельных участков является одним из объективных критериев целевого использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из справки управления архитектуры градостроительства администрации муниципального образования "Кошехабльский район" от 22.09.2009 года следует, что земельный участок площадью 135 кв.м, приблокированный с юга к магазину, вредных факторов, влияющих на загрязнение окружающей среды, не имеет.
Классификатор и Правила землепользования и застройки населенного пункта действуют с более позднего периода - с 2012-2014 годов. На момент приобретения земельных участков и ввода в эксплуатацию магазина-пекарни Бзегежев А.М. действовал при строгом соблюдении требований законодательства, возвел магазин-пекарню в соответствии с разрешительной документацией на строительство магазина-пекарни, что подтверждается имеющимися в материалах дела исследованными доказательствами: разрешением на ввод спорного магазина-пекарни N 01.02-21 от 09.06.2008 года, выданным управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования "Кошехабльский район", свидетельством о государственной регистрации права собственности на здание магазина-пекарни от 11.12.2009 года, санитарно-эпидемиологическими заключением от 22.08.2008 года на мини-пекарню, из которых следует, что здание магазина-пекарни с подсобными помещениями возведено на двух земельных участках, предоставленных для этих целей. В сведениях, содержащихся в выписках и ЕГРН так же отражено, что магазин-пекарня расположен на двух земельных участках.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, о том, что поскольку административному истцу было разрешено строительство магазина-пекарни, то выделенные под строительство основного здания и пристроек земельные участки соответствовали разрешенному виду использования на дату ввода здания в эксплуатацию, поскольку земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории, и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных акта выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда первой и апелляционной инстанции они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 09 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июля 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.