Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г, с участием прокурора Кириенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных колониях в интересах Картоева Руслана Абдурахмановича к
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области и Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" об обеспечении техническими средствами реабилитации
по кассационным жалобам представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 05 ноября 2020 года, Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, пояснения прокурора Кириенко А.А. судебная коллегия
установила:
Волгоградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в защиту интересах Картоева Р.А. с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, в котором просил возложить на федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" обязанность обеспечить инвалида 3 группы Картоева Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывающего наказание в указанном учреждении, техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, а именно протезом плеча косметическим (1 единица), чехлом на культю плеча (1 единица); возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области обязанность выделить федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" денежные средства для обеспечения осужденного Картоева Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Определением Камышинского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2020 года прекращено производство в части требований о возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области обязанности выделить федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" денежные средства для обеспечения осужденного Картоева Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2020 года иск Волгоградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворен.
На федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" возложена обязанность в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного Картоева Р.А. (8-01-04) протезом плеча косметическим (1 единица), (8-06-02) чехлом на культю плеча хлопчатобумажным (1 единица) в соответствии с его индивидуальной программой.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 05 ноября 2020 года решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" и представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" полагает, что поскольку ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Камышинского городского суда Волгоградской области от 10 июля 2020 года Картоев Р.А. досрочно освобожден от отбытия наказания в виде лишения свободы и убыл по адресу: "адрес", то с ДД.ММ.ГГГГ приобретение средств реабилитации в рамках выделенного финансирования не возможно. Указывает на то обстоятельство, что на момент освобождения Картоев Р.А. написал заявление, в котором он отказался от установки протеза, так как он желает оспорить индивидуальную программу реабилитации. Исполнение решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2020 года невозможно в виду отсутствия согласия Картоева Р.А.
Аналогичные доводы содержатся в кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Картоев Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором Лабутинского городского суда Волгоградской области от 28 июня 2018 года осужден по части 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
С ДД.ММ.ГГГГ Картоев Р.А. отбывал наказание в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области".
ДД.ММ.ГГГГ Картоеву Р.А. установлена бессрочно третья группа инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ Картоеву Р.А. в соответствии с заключением медико-технической комиссии федерального казенного учреждения "Главное бюро по Волгоградской области" Минтруда России - бюро медико-социальной экспертизы N23 от 14 января 2020 года разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и рекомендованы технические средства реабилитации (8-01-04) протезом плеча косметическим (1 единица), (8-06-02) чехлом на культю плеча хлопчатобумажным (1 единица).
Картоев Р.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился с жалобой к Волгоградскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на необеспечение средствами реабилитации.
Постановлением Камышинского городского суда Волоградской области от 10 июля 2020 года осужденному Картоеву Р.А. заменен неотбытый срок наказания в виде 11 месяцев 17 дней лишения свободы на 11 месяцев 17 дней ограничения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ Картоев Р.А. подал заявление на имя начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" об отказе от установки и изготовления протеза.
28 июля 2020 года на основании постановления Камышинского городского суда Волоградской области от 10 июля 2020 года Картоев Р.А. освобожден из Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области".
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приказа Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222 "Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях", Приказа Минюста России от 16 декабря 2016 года N295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", исходил из того, что обязанность по обеспечению Картоева Р.А. техническими средствами реабилитации лежит на федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
С такими выводами суда апелляционной инстанций согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку они следуют из установленных по делу обстоятельств с учетом норм материального и процессуального права.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что индивидуальная программа реабилитации в отношении Картоева Р.А. носит обязательный характер и должна надлежащим образом исполняться, и как следует из индивидуальной программы реабилитации исполнителем заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий является Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области, структурным подразделением которого является федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области".
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судом нижестоящих инстанций о том, что обязанность по обеспечению Картоева Р.А. техническими средствами реабилитации лежит на федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области".
Доводы кассационной жалобы сводятся к невозможности исполнения принятых по делу судебных постановлений в настоящее время в связи освобождением Картоева Р.А. из мест лишения свободы и его отказом от установки протеза.
Из материалов дела следует, что оба эти обстоятельства наступили после принятия решения судом первой инстанции.
Изменение фактических обстоятельств после принятия судом решения не может свидетельствовать о его незаконности, необоснованности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 43 приведенного закона исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае принятия судом отказа взыскателя от взыскания.
Исходя из изложенного, законом предусмотрены правовые механизмы, позволяющие прекратить исполнительное производство в случае изменения фактических обстоятельств, не зависящих от должника и препятствующих исполнению решения суда.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что на дату постановления оспариваемого решения суда первой инстанции волеизъявление Картоева Р.А. на обеспечение протезом было выражено в жалобе, в результате рассмотрения которой прокурор обратился в суд с иском в защиту его прав.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 05 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Волгоградской области и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.