Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Мартыновой Н.Н., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.10.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Т.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края (далее - ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Краснодарского краевого суда от 14.10.2020 исковые требования Любимовой Т.Ю. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Т.Ю. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". К заявлению были приложены необходимые документы, подтверждающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ определенные периоды.
Не согласившись с данным отказом, Т.В. обратилась в суд.
ДД.ММ.ГГГГ Т.Ю. принята на должность медицинской сестры в ФБЛПУ "Санаторий Радуга" ФНС России", с этого времени ею соблюдены все условия по выполнению основных требований Закона для назначения досрочной трудовой пенсии, а именно: в спорный период она осуществляла работу, связанную с осуществлением медицинской деятельнос-ти в должности и учреждении, установленном законодательством для назна-чения досрочной пенсии, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно указал, что независимо от изменения названия учреждения, как в оспариваемый период, так и по настоящее время учреждение входит в номенклатуру Учреждений здравоохранения N от ДД.ММ.ГГГГ согласно п.1.7 санаторно-курортные учреждения, в том числе п. 1.7.7 санатории (курорт), п. 1.7.9 санатории - профилактории и является учреждением здравоохранения.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 к настоящему Федеральному закону при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" - если граждане, осуществляющие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в переходный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, пенсия им может быть назначена на шесть месяцев раньше наступления таких сроков, предусмотренных приложению 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 имеют лица, осу-ществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа лица в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости и в соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление N "О списках работ, производств, профессий, должностей, специаль-ностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение)".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29.10.2002 N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29.10.2002 N 781); список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью, утвержденный Постановлением Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (список от 22.09.1999 N1066 и Правила от 22.09.1999 N 1066), для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (Список от 06.09.1991 N 464); перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства) - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Списком от 06.09.1991 N 464 конкретно не приведен перечень должностей, таким образом при исчислении до 01.11.1999 специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, вступившим в силу с 26.11.1999 (номенклатура от 15.10.1999 N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 01.11.1999, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73), вступившим в действие от 03.12.1999 (Номенклатура от 03.11.1999 N 395).
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 16.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края -
без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.