Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швечикова Ивана Ивановича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" о перерасчете начисленной военной пенсии и выплате недополученной части пенсии
по кассационной жалобе Швечикова Ивана Ивановича на решение Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Швечиков И.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной военной пенсии за период с 1 февраля 1999 года по 14 сентября 2019 года, выплатить недополученную своевременно часть пенсии.
Решением Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 16 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Швечикова И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года по апелляционной жалобе Швечикова И.И. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Швечиков И.И. просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права и принять новое судебное постановление, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов истец ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а именно то, что днем возникновения права на перерасчет пенсии является день ее назначения (15 января 1999 года), а не день издания приказа о внесении изменений (10 сентября 2019 года). По мнению заявителя, судами необоснованно не применены положения статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом установлено, что Швечиков И.И. является военным пенсионером и получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих с 15 января 1999 года.
Согласно выписке из приказа командующего 1 Воздушной армии от ДД.ММ.ГГГГ N N Швечиков И.И. перемещен на нелетную должность в связи с проводимыми оргмероприятиями с сохранением за ним права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совета Министров от 24 июля 1990 года N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям".
Как следует из выписки из приказа командующего 1 Воздушной армии от ДД.ММ.ГГГГ N N Швечиков И.И. досрочно уволен на основании пункта "а" части 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Вышеуказанные приказы Швечиковым И.И. не оспорены и не отменены в установленном порядке.
По результатам обращения Швечикова И.И. Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ростовской области" в письме от 9 марта 1999 года N N разъяснило истцу, что поскольку перевод Швечикова И.И. с летной работы на нелетную работу имел место в связи с проводимыми оргмероприятиями, пенсия ему начислена из оклада по последней штатной должности. Пенсия из сохраненного оклада назначается лишь тем лицам офицерского состава, которые переведены с летной работы по состоянию здоровья или возрасту.
Письмом Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 31 марта 2001 года исходящий N N истцу разъяснено, что по вопросу правильности оформления приказа либо внесения изменений в приказ о переводе по службе следует обращаться в соответствующие кадровые органы Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что Швечиков И.И. после полученных разъяснений, длительное время в уполномоченный орган о внесении соответствующих изменений в приказ о переводе по службе не обращался.
Письмом Министерства обороны Российской Федерации от 19 января 2019 года исходящий N N Швечикову И.И. разъяснен порядок рассмотрения вопроса о внесении исправлений в приказ командующего 1 Воздушной армией от ДД.ММ.ГГГГ N N о переназначении с летной на нелетную воинскую должность.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 737 в пояснение к пункту 1 приказа командующего 1 Воздушной армии по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N N о назначении майора Швечикова И.И. внесены следующие исправления. Вместо "... перемещается на нелетную должность в связи с проводимыми оргмероприятиями с сохранением за ним права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совета Министров от 24 июля 1990 года N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям" следует читать: "... перемещается по возрасту непосредственно с летной работы на нелетную воинскую должность с сохранением за ним права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 24 июля 1995 года N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям".
Письмом от 23 декабря 2019 года исходящий N N Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ростовской области" сообщило Швечикову И.И. о перерасчете пенсии с 10 сентября 2019 года, то есть с момента издания соответствующего приказа, которым внесены изменения в основания увольнения истца.
Разрешая спор и приходя к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций сослались на отсутствие оснований для перерасчета Швечикову И.И. пенсии по выслуге лет за более ранний период в соответствии с частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку вина ответчика в несвоевременном внесении изменений в приказ командующего 1 Воздушной армии от ДД.ММ.ГГГГ N N о перемещении истца на нелетную воинскую должность в связи с возрастом отсутствует.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций сделанными на основе правильного толкования и применения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения, выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу и их семьям, регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Подпунктом "а" пункта 9 названного постановления (в редакции, действующей на момент назначения истцу пенсии за выслугу лет) установлено, что в денежное довольствие уволенным с военной службы военнослужащим, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего постановления, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Аналогичные положения содержались и в Постановлении Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 24 июля 1990 года N 725 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям", согласно которому лицам офицерского состава, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, при увольнении с действительной военной службы пенсии исчисляются из оклада по штатной должности, которую они занимали до перевода, если он выше оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава, исчисленной из этих окладов; в таком же порядке исчисляются пенсии лицам офицерского состава в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим ко дню перевода право на пенсию за выслугу лет, действующем на момент издания приказа командующего 1 Воздушной армии N 0136 от 28 декабря 1992 года, которым Швечиков И.И. перемещен на нелетную должность в связи с проводимыми оргмероприятиями.
С учетом изложенного, при назначении истцу пенсии 15 января 1999 года Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ростовской области" правомерно учитывало оклад из последней занимаемой истцом нижеоплачиваемой нелетной должности, не допустив нарушений пенсионных прав истца.
10 сентября 2019 года приказом Министра обороны Российской Федерации внесены соответствующие изменения в приказ командующего 1 Воздушной армии от ДД.ММ.ГГГГ N N в части основания перевода и указанный приказ предъявлен ответчику в 2019 году.
Ввиду изложенного Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ростовской области" правильно признало за Швечиковым И.И. право на перерасчет ранее назначенной ему пенсии по выслуге лет.
Вместе с тем согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Из приведенных положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" следует, что перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по выслуге лет, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Швечиков И.И. в Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ростовской области" предоставил приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 сентября 2019 года N 737 в 2019 году.
Следовательно, расчет задолженности по выплате пенсии по выслуге лет с учетом положений пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" возможен только со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, то есть в данном случае с 10 сентября 2019 года.
Доводы кассатора о наличии оснований для перерасчета пенсии по выслуге лет с 15 января 1999 года и взыскании невыплаченной пенсии не основаны на подлежащих применению к спорным отношениям нормах материального права.
Согласно части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав вышеназванные нормы материального права, исследовав представленные сторонами доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что перерасчет пенсии за выслугу лет истцу произведен ответчиком в соответствии с законом на основании предоставленных ему документов, при этом вины органа, назначающего и выплачивающего пенсию, в несвоевременном перерасчете истцу пенсии за выслугу лет не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Швечикова Ивана Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.