Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябущица Эдуарда Ивановича к Южному таможенному управлению Федеральной таможенной службы о признании незаконным решения и перерасчете пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе Рябущица Эдуарда Ивановича на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 26 октября 2020 года и апелляционное определение Севастопольского городского суда от 25 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя ответчика Легезину Е.Е, судебная коллегия
установила:
Рябущиц Э.И. обратился в суд с иском к Южному таможенному управлению Федеральной таможенной службы, в котором просит:
- признать незаконным решение государственного органа в лице Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы о назначении пенсии по выслуге лет Рябущицу Э.И. без учета льготного исчисления выслуги (один месяц службы за один и одну треть месяца) в должности начальника морского отделения Севастопольской таможни;
- возложить на государственный орган в лице Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Рябущица Я.И.;
- возложить на государственный орган в лице Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы обязанность совершить перерасчет назначенной пенсии по выслуге лет Рябущицу Э.И. с учетом льготной выслуги лет (один месяц службы за один и одну треть месяца) по должности начальника морского отделения Севастопольской таможни с момента назначения пенсионной выплаты.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 октября 2020 года в удовлетворении иска Рябущицу Я.И. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 января 2020 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Рябущиц Я.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы Рябущиц Я.И. указывает, что он является получателем пенсии по выслуге лет в таможенном органе, которому по причине ошибки должностных лиц Севастопольской таможни при назначении пенсии не учтена льготная выслуга лет по должности начальника морского отделения Севастопольской таможни. Полагает, что если бы не ошибка должностных лиц государственного органа, то истец продолжил бы службу в течение трех месяцев. Критикует вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии противоправности действий либо бездействий ответчика. Рябущиц Я.И. не согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку суды не проанализировали фактические обстоятельства дела и не дали им надлежащей правовой оценки, при этом доводы истца не изучены. Указывает, что суды первой и апелляционной инстанции руководствовались подзаконными нормативно-правовыми актами без учета положений статей 4, 15, 45, 75, 75.1 Конституции Российской Федерации, а также судами не дана оценка Определению Конституционного Суда от 14 января 2016 года N 1-П, решениям Европейского суда по правам человека. Судами неверно установлена хронология событий без учета ключевых обстоятельств, ими не дана правовая оценка доводам истца, выводы судов основаны на возражениях ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Легезина Е.Е. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 28 августа 2018 года по 08 ноября 2019 года Рябущиц Э.И. проходил службу в Севастопольской таможне в должности начальника морского отделения.
ДД.ММ.ГГГГ Рябущиц Э.И. обратился к и.о. начальника Севастопольской таможни с заявлением о расторжении служебного контракта и освобождении его от занимаемой должности начальника морского отделения Севастопольской таможни в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 января 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", по выслуге срока службы, дающего право на пенсию и выплате единовременного пособия согласно выслуге лет.
ДД.ММ.ГГГГ Рябущиц Э.И. на основании приказа Севастопольской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы N N от ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в таможенным органах Российской Федерации.
Согласно приказу Севастопольской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы N N от ДД.ММ.ГГГГ выслуга Рябущица Э.И. в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии по состоянию на 08 ноября 2019 года составляет: календарная - 28 лет 11 месяцев 25 дней, льготная - 1 год 2 месяца 4 дня, учеба - нет, общая - 30 лет 1 месяц 29 дней.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Севастопольской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы N N в приказ Севастопольской таможни N N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которым абзац 2 пункта 1 изложен в следующей редакции: "Выслуга лет в таможенных органах Э.И. Рябущица на 08 ноября 2019 года для назначения и выплаты пенсии составляет: календарная - 28 лет 11 месяцев 25 дней, льготная - 00 лет 09 месяцев 09 дней, учеба - нет, общая - 29 лет 09 месяцев 04 дня".
Внесение изменений в приказ Севастопольской таможни N N от ДД.ММ.ГГГГ обусловлено тем, что период службы Рябущица Э.И. с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника морского отделения Севастопольской таможни включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц за один и одну треть месяца в нарушение действующего законодательства.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N 103, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15 октября 2010 года N 1893, приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 1841, исходил из того, что для исчисления выслуги Рябущица Э.И. за период службы в должности начальника морского отделения Севастопольской таможни правомерно не применяется коэффициент 1, 3, в связи с чем, основания для перерасчёта пенсии отсутствуют.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N 103, в выслугу лет из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца засчитывается время службы на находящихся в строю морских и речных судах на условиях, определяемых председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15 октября 2010 года N 1893 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за время службы на находящихся в строю морских и речных судах" право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (один месяц службы за один и одну треть месяца) имеют сотрудники таможенных органов за время службы на находящихся в строю морских и речных судах, зачисленных в состав таможенных органов Российской Федерации, на основании утвержденных руководителем ФТС России перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, соответствующих им специальных званий и общих квалифицированных требований.
Исчисление выслуги лет на пенсию на льготных основаниях производится при условии несения службы на морском или речном судне таможенного органа.
Из должностной инструкции начальника морского отделения Севастопольской таможни, утвержденной и.о. начальника Севастопольской таможни 27 августа 2018 года N N, несение службы на судне не входит в должностные обязанности начальника морского отделения.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 22 сентября 2014 года N 1841 утвержден Перечень должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава морских (речных) подразделений таможенных органов Российской Федерации, соответствующих им предельных специальных званий и квалификационных требований (приложение N 7), согласно которому такая должность, как начальник морского отделения таможни (начальник отделения таможни) включена в раздел III перечня "Таможня" и отсутствует в разделе IV "Таможенное судно".
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив приведенное правовое регулирование, установил, что необходимые условия для исчисления выслуги лет для назначения пенсии Рябущицу Э.И. в должности начальника морского отделения в льготном исчислении отсутствуют, в связи с чем обосновано отказал в удовлетворении исковых требований Рябущица Э.И.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанции не применен закон, подлежащий применению, являются не состоятельными, поскольку суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, и указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов, не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, они приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 26 октября 2020 года и апелляционное определение Севастопольского городского суда от 25 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рябущица Эдуарда Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.