Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ященко Виктора Борисовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 года
по административному делу N 2а-97/2021 по административному иску Ященко Виктора Борисовича о признании незаконным решения Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 27 ноября 2020 года N 5-7Р.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения административного истца Ященко В.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ященко В.Б. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 27 ноября 2020 года N 5-7Р, мотивируя тем, что указанное решение принято с нарушением установленного порядка его принятия, поскольку на сессии Совета депутатов за избрание главой пос. Ирша Шефер С.П. проголосовало 6 депутатов из 10, в том числе сама председатель Совета депутатов Шефер С.П, которая, по мнению истца, не имела права принимать участие в голосовании из-за конфликта интересов, так как она являлась депутатом - лицом, замещающим должность муниципальной службы, а также нарушен порядок конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка, поскольку конкурсная комиссия не направила в Совет депутатов протокол комиссии и документы на кандидатов, не сообщила ему (Ященко В.Б.) в письменной форме о результатах конкурса в течение 3 дней со дня принятия решения по итогам конкурса, председатель Совета не известил административного истца за 2 дня о дате, времени и месте заседания по принятию решения об избрании главы поселка, конкурс и заседание Совета по избранию главы поселка проведены в один день.
Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 12 января 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено; по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 13 мая 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска со ссылкой на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По доводам, положенным в обоснование административного иска, истец настаивает, что при принятии Советом оспариваемого решения были допущены существенные нарушения Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка, утвержденного решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 23 июня 2015 года N 61-186.
Заинтересованным лицом Сычуговой Н.А. представлено совестное заявление, подписанное также депутатами Колесник Е.В, Евстратько И.В, Межибо С.П, Тимофеевой С.П, не являющимися лицами, участвующими в деле, о недоверии главе поселка Ирша Шефер С.П. и об объявлении о новых выборах главы поселка, а таже два самостоятельных заявления Межибо С.П. о фальсификации выборов главы поселка.
В силу статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правом на подачу заявлений, ходатайств по делу наделены лица, участвующие в деле. Учитывая изложенное, заявления, поданные иными лицами, в деле не участвующими, рассмотрению в рамках судебного разбирательства по настоящему делу не подлежат.
Податели указанных заявлений не лишены права на обращение с заявлениями в предусмотренном действующим законодательством порядке.
Не подлежит рассмотрению кассационным судом и заявление о недоверии главе поселка Ирша Шефер С.П. в части обращения Сычуговой Н.А, поскольку установление и оценка новых обстоятельств и новых доказательств по делу в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит, объявление о новых выборах главы поселка выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Разрешая по существу возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при избрании главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края был нарушен порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования, установленный Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка, утвержденным решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 23 июня 2015 года N 61-186, председателем представительного органа кандидатам, прошедшим конкурс, не направлено извещение о дате, времени и месте заседания Совета депутатов по вопросу избрания главы поселка за два календарных дня до даты заседания.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что избранные комиссией кандидаты были лично извещены о результатах конкурса и лично присутствовали на соответствующей сессии депутатов, где решался вопрос об избрании главы поселка. Никто из кандидатов не возражал против проведения выборов главы поселка в день проведения конкурсной комиссии. Дата проведения выборов главы муниципального образования была определена на предыдущей сессии депутатов еще 23 октября 2020 года. Установленные Положением требования к порядку проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка Ирша, требования к составу, порядку избрания конкурсной комиссии соблюдены. При рассмотрении кандидатур конкурсная комиссия руководствовалась принятым Положением. Административный истец, ссылаясь на нарушение своего избирательного права, доказательств допущения нарушений, которые могли повлиять на установление действительной воли депутатов, не предоставил. Формальное нарушение требований Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка основанием для признания незаконным решения представительного органа в рассматриваемом случае являться не может. Доводы истца о том, что Шефер С.П. не имела права принимать участие в голосовании из-за конфликта интересов, на нормах материального права не основаны.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Закона N 131-ФЗ).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию уставов муниципального образования, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 5 статья 37 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 5 февраля 1998 года N 4-18Р принят Устав поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 24 Устава Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, решение об удалении Главы поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом. Решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение Совета принимается открытым или тайным голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета количества, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Устава глава поселка избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет Администрацию поселка.
Решением Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 23 июня 2015 года N 61-186Р утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка Ирша Рыбинского района.
Согласно названному Положению для проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования формируется конкурсная комиссия в составе 6 человек. Половина состава Комиссии назначается решением представительного органа, вторая половина - главой Рыбинского района (пункт 2.1). Формой работы комиссии является заседание. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей ее состава. Решения Комиссии принимаются большинством от установленного числа ее членов открытым голосованием (пункт 2.3).
Конкурс проводится в два этапа в течение конкурсного дня. Кандидаты присутствуют лично (пункт 4.2). Первый этап конкурса проводится на основе анкетных данных и предоставленных документов в форме собеседования (пункт 4.3). На втором этапе Комиссия рассматривает Программы, представленные кандидатами (пункт 4.4). По завершению конкурсных испытаний подсчитывается общее число баллов по каждому кандидату, полученных при прохождении двух этапов конкурса, данные об этом заносятся в протокол (пункт 4.5). По итогам двух этапов конкурса Комиссия принимает решение об отборе не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов. Итоговое решение заносится в протокол, который подписывается членами Комиссии. Протокол заседания Комиссии, документы отобранных кандидатов и материалы конкурсных испытаний направляются Комиссией в представительный орган не позднее 2 календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса (пункт 4.6). Каждому участнику конкурса Комиссия сообщает о его результатах в письменной форме в течение трех календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса. Председатель представительного органа извещает избранных Комиссией кандидатов не позднее, чем за 2 календарных дня до даты, на которую назначено заседание представительного органа, о дате, времени и месте заседания (пункт 4.7).
Судами установлено, что 3 октября 2020 года состоялась четвертая сессия Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края. На сессии присутствовали депутаты Шефер С.П. - председатель Совета, Колесник Е.В, Тимофеев С.П, Демин А.Д, Шумова А.В, Межибо С.Л. - секретарь заседания, Сычугова Н.А, Евстратько И.В, Брунер И.А, Киреева Н.В. и приглашенные: глава п. Ирша Ященко В.Б, заместитель главы п. Ирша Стайнова И.И. Повесткой дня явилось назначение конкурса по отбору кандидатов на должность главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края.
Решением Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 23 октября 2020 года N 4-6Р на 27 ноября 2020 года назначен конкурс по отбору кандидатов на должность главы поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края, утвержден текст объявления о проведении конкурса по отбору кандидатов. Членами конкурсной комиссии утверждены: Демин А.Д, Киреева Н.В, Межибо С.Л, Соколовский К. А, Кизилова С.А, Блинков Д.В.
Также 23 октября 2020 года депутатами на 27 ноября 2020 года была назначена дата проведения сессии по вопросу избрания главы МО п. Ирша Рыбинского района Красноярского края.
27 ноября 2020 года состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы п. Ирша Рыбинского района. Комиссией в составе 6 членов рассмотрено 5 зарегистрированных заявок на участие в конкурсе. К участию в конкурсе допущено 4 кандидата: Шефер С.П, Сычугова Н.А, Ященко В.Б, Колесникова Е.И.
Два этапа конкурса проведены 27 ноября 2020 года с 10 часов до 12 часов 48 минут.
На 1 этапе конкурса кандидатам выставлен балл от 1 до 5 в оценочном листе. На 2 этапе конкурса кандидатами оглашены программы действий на улучшение социально-экономической ситуации в п. Ирша, каждому кандидату членами комиссии дана оценка по десятибальной системе.
По итогам конкурса Шефер С.П. набрала 72 балла, Ященко В.Б. - 48 баллов, Колесникова Е.И. - 42 балла, Сычугова Н.А. - 31 балл.
По результатам конкурса комиссией принято решение признать прошедшими два этапа конкурса кандидатов Шефер С.П, Ященко В.Б. и Колесникову Е.И. как набравших наибольшее число голосов (протокол заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы п. Ирша Рыбинского района от 27 ноября 2020 года).
Протокол заседания конкурсной комиссии направлен в этот же день председателю Иршинского поселкового Совета депутатов Шефер С.П.
Согласно информационным письмам, подписанным председателем конкурсной комиссией Соколовским К.А, кандидаты на пост главы поселка уведомлены о том, что они признаны кандидатами, прошедшими два этапа конкурса, приглашены на сессию Иршинского поселкового Совета депутатов по выбору главы п. Ирша Рыбинского района 27 ноября 2020 года в 15 часов 00 минут.
В этот же день, 27 ноября 2020 года в 15 часов состоялась пятая сессия Иршинского поселкового Совета депутатов, в которой участвовали 10 депутатов из 10, в том числе Сычугова Н.А, Колесникова Е.В, Шефер С.П, а также Ященко В.Б.
По результатам сессии депутатами принято решение об избрании Главой п. Ирша Рыбинского района Красноярского края Шефер С.П, за которую проголосовало 6 из 9 депутатов, при воздержавшейся Сычуговой Н.А. За Ященко В.Б. отдано 3 голоса. За Колесникову Е.И. проголосовавших не имелось.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку избранные комиссией кандидаты были лично извещены о результатах конкурса и лично присутствовали на соответствующей сессии депутатов, где решался вопрос об избрании главы поселка, никто из кандидатов не возражал против проведения выборов главы поселка в день проведения конкурсной комиссии, дата проведения выборов главы муниципального образования была определена на предыдущей сессии депутатов 23 октября 2020 года, решение о проведении конкурса опубликовано в периодическом печатном издании МО п. Ирша Рыбинского района Красноярского края "Новости поселка" 26 октября 2020 года, то допущенные нарушения пункта 4.7 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселка Ирша Рыбинского района, утвержденного Решением Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 23 июня 2015 года N 61-186Р, в части обязанности конкурсной комиссии сообщить каждому участнику конкурса о результатах конкурса в письменной форме в течение трех календарных дней со дня принятия решения по итогам конкурса, а также председателя представительного органа известить избранных Комиссией кандидатов не позднее, чем за 2 календарных дня до даты, на которую назначено заседание представительного органа, о дате, времени и месте заседания, являются формальными и при обеспечении прав избранных комиссией кандидатов на участие в заседании Иршинского поселкового Совета депутатов, а также при отсутствии доказательств допущения нарушений, которые могли бы повлиять на установление действительной воли избирателей, сами по себе основанием для признания принятого решения об избрании Главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края незаконным не являются.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, согласно которой судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не было установлено по делу, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований следует признать правомерным.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных доказательств и оспариванию обоснованности выводов апелляционного суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, положенным в обоснование административного иска, они были подробно исследованы судами, и судом апелляционной инстанции им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки выводов апелляционного суда у судебной коллегии не имеется.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ященко Виктора Борисовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.