Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Зиновьевой К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной ветеринарной службы Забайкальского края и Правительства Забайкальского края, поданную через суд первой инстанции 18 мая 2021 года, на решение Центрального районного суда г. Читы от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 апреля 2021 года
по административному делу N 2а-6099/2020 по административному иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Трифоновой М.К, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Читинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Государственной ветеринарной службе Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения ветеринарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации скотомогильников установлено, что в Забайкальском крае расположено 415 скотомогильника, из которых 72 - бесхозяйные, не соответствующие ветеринарным правилам. Отсутствие собственника объектов влечет невозможность их сохранности, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, что может привести к распространению и вспышке инфекционных заболеваний. По информации Управления Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 19.08.2020 до настоящего времени, согласно плану мероприятий "дорожной карты" по оформлению в собственности Забайкальского края скотомогильников (биотермических ям), скотомогильники на учет муниципальными образованиями Забайкальского края в качестве бесхозяйных не поставлены. Финансовая поддержка органам местного самоуправления для проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, занятых скотомогильниками (биотермическими ямами) и на изготовление технических планов на бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) в 2020 году не оказывалась. Мероприятия по приведению в соответствие Ветеринарным правилам бесхозяйных скотомогильников Государственной ветеринарной службой не проводились, скотомогильники, находящиеся в муниципальной собственности, в собственность Забайкальского края не переданы. Полагал, что Правительством Забайкальского края и Государственной ветеринарной службой Забайкальского края допускается бездействие по организации проведения мер, направленных на предотвращение заражения людей, сельскохозяйственных животных инфекционными болезнями, и по непринятию мер по обращению в собственность Забайкальского края скотомогильников.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 27 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены, постановлено:
Признать бездействие Государственной ветеринарной службы Забайкальского края и Правительства Забайкальского края, выразившееся в непринятии мер по обращению бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Забайкальского края, в собственность Забайкальского края, по приведению скотомогильников, расположенных на территории Забайкальского края, в том числе содержащих сибиреязвенные захоронения, в соответствие с требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, незаконным.
Обязать Государственную ветеринарную службу Забайкальского края и Правительство Забайкальского края до 01.01.2024 принять меры по обращению бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Забайкальского края, в собственность Забайкальского края, по приведению их в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, а скотомогильников, содержащих сибиреязвенные захоронения в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, с учетом требований "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56, а именно бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территориях:
1) Муниципального района "Балейский район": село Ундино-Поселье сельского поселения "Ундино-Посельское"; село Сарбактуй сельского поселения "Матусовское"; село Нижний Кокуй сельского поселения "Нижнее-Кокуйское"; село Большое Казаково сельского поселения "Казаковское" (сибиреязвенный); село Колобово сельского поселения "Жидкинское"; село Казаковский Промысел сельского поселения "Казаковское";
2) Муниципального района "Карымский район": поселок городского типа "Карымское";
3)Муниципального района "город Краснокаменск и Краснокаменский
район": село Брусиловка сельского поселения "Среднеаргунское"; -село Куйтун сельского поселения "Юбилейнинское";
4) Муниципального района "Кыринский район": село Надежный сельского поселения "Надежинское";
5) Муниципального района "Нерчинский район": село Зюльзикан сельского поселения "Зюльзинское"; село Олекан сельского поселения "Олеканское" (сибиреязвенный); село Знаменка сельского поселения "Знаменское"; село Нижние Ключи сельского поселения "Нижнеключевское"; село Пешковское сельского поселения "Пешковское"; село Савватеево сельского поселения "Пешковское"; село Бишигино сельского поселения "Бишигинское"; село Андронниково сельского поселения "Андронниковское"; село Верхний Умыкэй сельского поселения "Верхнеумэкейское"; село Калинино сельского поселения "Приисковское" (сибиреязвенный), 6) муниципального района "Шилкинский район": падь Надсорная 2, 0 на юго-восток от села Верхняя Хила сельскогопоселения "Верхнехилинское"; падь Харгуйтуй 2, 5 км юго-запад от села Новоберезовка сельского поселения "Новоберезовское"; территория, находящаяся в 300 метрах от трассы Холбон-Нерчинск, 1, 5 км на север от поселка Холбон сельского поселения "Холбонское";
7) Муниципального района "Оловяннинский район": село Безречная сельского поселения "Хада-Булакское"; село Ононск сельского поселения "Ононское"; поселок Золоторечинск сельского поселения "Тургинское"; станция Степь сельского поселения "Степнинское";
8) Муниципального района "Ононский район": село Усть-Лиска сельского поселения "Большевитское"; село Баин-Цаган сельского поселения "Буйлэсанское", село Старый Дурулгуй сельского поселения "Дурулгуйское"; село Нижний Цасучей сельского поселения "Нижнецасучейское";
9) Муниципального района "Сретенский район": село Шилко-Завод сельского поселения "Шилко-Заводское", село Усть-Начин сельского поселения "Усть-Начинское";
10) Муниципального района "Чернышевский район": 10 км от села Икшица сельского поселения "Икшицкое" (сибиреязвенный), 1, 2 км от села Мильгидун сельского поселения "Мильгидунское" (сибиреязвенный), 2 км от села Гаур, от реки Куэнга сельского поселения "Гаурское" (сибиреязвенный); 3, 5 км от с. Улей сельского поселения "Алеурское" (сибиреязвенный);
11) Муниципального района "Читинский район": юго-восточнее в 1 км от села Беклемишево сельского поселения "Беклемишевское" (сибиреязвенный); в 3 км на восток, от села Беклемишево сельского поселения "Беклемишевское"; в 5 км от села Новая сельского поселения "Новокручининское" (сибиреязвенный); в 3 км северо-восточное от села Еремино сельского поселения "Сивяковское" (сибиреязвенный);
12) Муниципального района "Нерчинско-Заводской": село Дамасово сельского поселения "Аргунское", село Аргунск сельского поселения "Аргунское", село Ишага сельского поселения "Ишагинское", село Широкая сельского поселения "Широковское", село Солонечная сельского поселения "Широковское", село Буцдуруй Первый сельского поселения "Булдуруйское"; село Булдуруй Второй сельского поселения "Булдуруйское", село Чалбучи Кинга сельского поселения "Булдуруйское", село Большой Зерентуй сельского поселения "Больше-Зерентуйское", село Золотоноша сельского поселения "Больше-Зерентуйское", село Уровские Ключи сельского поселения "Уров-Ключевское", село Михайловка сельского поселения "Михайловское", село Чашино Ильдикан сельского поселения "Чашино Ильдиканское", село Явленка сельского поселения "Явленское", 13) Муниципального района "Газимуро-Заводский район": в 12 км от села Газимурский Завод на юго-восток сельского поселения "Газимуро-Заводское" (сибиреязвенный), в 1 км от села Трубачево сельского поселения "Трубачевское" (сибиреязвенный), 14) муниципального района "Борзинский район": в 2 км юго-восточнее от городского поселения "Город Борзя", в 1, 5 км с запада на восток с. Биликтуй сельского поселения "Биликтуйское"; в 3 км северо-восточнее от села Шоноктуй сельского поселения "Шоноктуйское"; в 2 км от села Ключевское сельского поселения "Ключевское", 15) муниципального района "Приаргунский район": село Дурой сельского поселения "Дуройское" (сибиреязвенный).
Возложить на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края и Правительство Забайкальского края обязанность в срок до 01.01.2024 оборудовать скотомогильники в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, а скотомогильников, содержащих сибиреязвенные захоронения в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, с учетом требований "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 N 56, а именно скотомогильники, расположенные на территориях:
1) Муниципального района "Агинский район": село Амитхаша сельского поселения "Амитхаша", сельского поселения "Челутай" (51.09138 с.ш. 114.22223 в.д)
(сибиреязвенный), сельского поселения "Челутай" (51.08095 с.ш. 114.28437 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Цокто-Хангил" (51.09138 с.ш, 114 2222; в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Цокто-Хангил" (50.52107 с.ш, 114.39439 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Кункур" (50.40036 с.ш. 115.01401 в.д.)
(сибиреязвенный), сельского поселения "Гунэй" (50.29466 с.ш, 114.30321 в.д.)
(сибиреязвенный), городского поселения "Орловский" (50.55065 с.ш. 115.01149 в.д.) (сибиреязвенный), городского округа "Поселок Агинское" (51.06578 с.ш, 114.32148 в.д.) (сибиреязвенный), 2) муниципального района "Александрово - Заводской район": сельского поселения "Бохтинское" (50.29419 с.ш. 119.16729 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Чиндагатайское" (50.45192 с.ш. 118.14491 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Манкечурское" (50.31.318 с.ш. 117.47555 в.д.) (сибиреязвенный), 3) Муниципального район "Борзинский район": сельского поселения "Соловьевское" (50.04.055 с.ш. 115.38901 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Соловьевское" (49.57636 с.ш. 115.47636 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Соловьевское" (49.59613 с.ш, 115.51169 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Соловьевское" (50.00914 с.ш. 115.3526 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Приозерное" (50.29503 с.ш. 116.14729 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Кондуйское" (50.32576 с.ш, 117.30099 в.д.) (сибиреязвенный), пгт. "Шерловая гора" (50.30793 с.ш. 116.17905 в.д.) (сибиреязвенный), 4) Муниципального района "Нерчинский район": сельского поселения "Олинское" (севернее хоздвора с. Олинское 2 км), 5) Муниципального района "Оловяннинский район: пгт. Ясногорское (с.ш. 50.873970 в.д. 115.692013), 6) Муниципального района "Приаргунский район": сельского поселения "Молодежненское" (50.103136 с.ш. 119.173108 в.д, ), сельского поселения "Новоцурухайтуйское" (50.502324 с.ш. 118.949905 в.д.), 7) Муниципального района "Шилкинский район": сельского поселения "Мирсановское" (51.892502 с.ш. 116.123713 в.д.), сельского поселения "Казановское" (падь Дельмачек 3, 0 км на северо-восток от с. Казаново), сельского поселения "Богомягковское" (52.007722 с.ш. 115.789413 в.д.), сельского поселения "Чиронское" (падь Чирон 2, 0 км на северо-запад от с. Чирон), сельского поселения "Номоконовское" (падь Барсучья 3, 5 км на юго-восток от с.
Номоконово), сельское поселение "Галкинское" (51.824245 с.ш. 115.695238 в.д.), городского поселения "Шилкинское" (падь Ворониха 3, 5 км на север от г..Шилка), городского поселения "Первомайское" (падь Левая 3, 5 км на восток от п. Первомайского).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 апреля 2021 года, принят отказ административного истца от заявленных требований в указанной выше части, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственная ветеринарная служба Забайкальского края и Правительство Забайкальского края ставят вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 27 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 апреля 2021 года с принятием нового решения. В обоснование доводов жалобы указывают, что в гражданском законодательстве отсутствует норма, предусматривающая основания возникновения права собственности субъекта РФ на бесхозяйное имущество, процедура принятия в государственную собственность субъектов РФ бесхозяйных объектов законодательством не установлена. Указаний, касающихся сибиреязвенных захоронений федеральное законодательство не содержит. В исковых требованиях не указано какие именно нужно провести работы для обустройства скотомогильников и сибиреязвенных захоронений. Также указывает, что с 01.01.2021 года вступили в силу Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 года N 626, следовательно, действующее в настоящее время федеральное законодательство в области обращения с биологическими отходами сделало нецелесообразным оборудование и содержание скотомогильников, гораздо более эффективным будет расходование бюджетных средств на приобретение в каждый район Забайкальского края печей (крематоров, инсинераторов).
От представителя Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, Правительства Забайкальского поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам проведенной Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено не исполнение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил при эксплуатации на территории Забайкальского края бесхозяйных скотомогильников (сибиреязвенных захоронений), а также не принятие мер по обращению данных скотомогильников в собственность Забайкальского края, а именно расположенных на территориях:
1) Муниципального района "Балейский район": с. Ундино-Поселье, с. Сарбактуй, с. Нижний Кокуй, с. Большое Казаково (сибиреязвенный), с. Колобово, с. Казаковский Промысел;
2) Муниципального района "Карымский район": пгт. "Карымское";
3)Муниципального района "город Краснокаменск и Краснокаменскийрайон": с. Брусиловка, с. Куйтун;
4) Муниципального района "Кыринский район": с. Надежный;
5) Муниципального района "Нерчинский район": с. Зюльзикан, с. Олекан (сибиреязвенный), с. Знаменка, с.Нижние Ключи, с.Пешковское, с.Савватеево, с.Бишигино, с.Андронниково, с.Верхний Умыкэй, с.Калинино (сибиреязвенный);
6) муниципального района "Шилкинский район": падь Надсорная 2, 0 на юго-восток от села Верхняя Хила, падь Харгуйтуй 2, 5 км юго-запад от села Новоберезовка, территория, находящаяся в 300 метрах от трассы Холбон-Нерчинск, 1, 5 км на север от поселка Холбон;
7) Муниципального района "Оловяннинский район": с. Безречная, с. Ононск, п. Золоторечинск, станция Степь;
8) Муниципального района "Ононский район": с. Усть-Лиска, с.Баин-Цаган, с.Старый Дурулгуй, с. Нижний Цасучей;
9) Муниципального района "Сретенский район": с.Шилко-Завод, с.Усть-Начин;
10) Муниципального района "Чернышевский район": 10 км от села Икшица (сибиреязвенный), 1, 2 км от села Мильгидун (сибиреязвенный), 2 км от села Гаур, от реки Куэнга (сибиреязвенный), 3, 5 км от с. Улей (сибиреязвенный);
11) Муниципального района "Читинский район": юго-восточнее в 1 км от села Беклемишево (сибиреязвенный), в 3 км на восток, от села Беклемишево, в 5 км от села Новая (сибиреязвенный); в 3 км северо-восточное от села Еремино (сибиреязвенный);
12) Муниципального района "Нерчинско-Заводской": с. Дамасово, с.Аргунск, с.Ишага, с.Широкая, с.Солонечная, с.Буцдуруй Первый, с.Булдуруй Второй, с.Чалбучи Кинга, с.Большой Зерентуй, с.Золотоноша, с.Уровские Ключи, с.Михайловка, с.Чашино Ильдикан, с.Явленка;
13) Муниципального района "Газимуро-Заводский район": в 12 км от села Газимурский Завод на юго-восток (сибиреязвенный), в 1 км от села Трубачево (сибиреязвенный);
14) Муниципального района "Борзинский район": в 2 км юго-восточнее от городского поселения "Город Борзя", в 1, 5 км с запада на восток с. Биликтуй, в 3 км северо-восточнее от села Шоноктуй, в 2 км от села Ключевское;
15) Муниципального района "Приаргунский район": с. Дурой (сибиреязвенный).
Также в ходе проверки установлено, что скотомогильники (сибиреязвенные захоронения), находящиеся в собственности администраций сельских и городских поселений не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям, а именно расположенных на территориях:
1) Муниципального района "Агинский район": с. Амитхаша сельского поселения "Амитхаша", сельского поселения "Челутай" (51.09138 с.ш. 114.22223 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Челутай" (51.08095 с.ш. 114.28437 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Цокто-Хангил" (51.09138 с.ш, 114 2222 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Цокто-Хангил" (50.52107 с.ш, 114.39439 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Кункур" (50.40036 с.ш. 115.01401 в.д.)(сибиреязвенный), сельского поселения "Гунэй" (50.29466 с.ш, 114.30321 в.д.) (сибиреязвенный), городского поселения "Орловский" (50.55065 с.ш. 115.01149 в.д.) (сибиреязвенный), городского округа "Поселок Агинское" (51.06578 с.ш, 114.32148 в.д.) (сибиреязвенный), 2) муниципального района "Александрово - Заводской район": сельского поселения "Бохтинское" (50.29419 с.ш. 119.16729 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Чиндагатайское" (50.45192 с.ш. 118.14491 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Манкечурское" (50.31.318 с.ш. 117.47555 в.д.) (сибиреязвенный), 3) Муниципального район "Борзинский район": сельского поселения "Соловьевское" (50.04.055 с.ш. 115.38901 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Соловьевское" (49.57636 с.ш. 115.47636 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Соловьевское" (49.59613 с.ш, 115.51169 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Соловьевское" (50.00914 с.ш. 115.3526 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Приозерное" (50.29503 с.ш. 116.14729 в.д.) (сибиреязвенный), сельского поселения "Кондуйское" (50.32576 с.ш, 117.30099 в.д.) (сибиреязвенный), пгт. "Шерловая гора" (50.30793 с.ш. 116.17905 в.д.) (сибиреязвенный), 4) Муниципального района "Нерчинский район": сельского поселения "Олинское" (севернее хоздвора с. Олинское 2 км), 5) Муниципального района "Оловяннинский район: пгт.
Ясногорское (с.ш. 50.873970 в.д. 115.692013), 6) Муниципального района "Приаргунский район": сельского поселения "Молодежненское" (50.103136 с.ш. 119.173108 в.д, ), сельского поселения "Новоцурухайтуйское" (50.502324 с.ш. 118.949905 в.д.), 7) Муниципального района "Шилкинский район": сельского поселения "Мирсановское" (51.892502 с.ш. 116.123713 в.д.), сельского поселения "Казановское" (падь Дельмачек 3, 0 км на северо-восток от с. Казаново), сельского поселения "Богомягковское" (52.007722 с.ш. 115.789413 в.д.), сельского поселения "Чиронское" (падь Чирон 2, 0 км на северо-запад от с. Чирон), сельского поселения "Номоконовское" (падь Барсучья 3, 5 км на юго-восток от с. Номоконово), сельское поселение "Галкинское" (51.824245 с.ш. 115.695238 в.д.), городского поселения "Шилкинское" (падь Ворониха 3, 5 км на север от г..Шилка), городского поселения "Первомайское" (падь Левая 3, 5 км на восток от п. Первомайского).
Согласно актам обследований Государственной ветеринарной службы, реестру скотомогильников вышеперечисленные сибиреязвенные захоронения (скотомогильники) не отвечают требованиям санитарно-ветеринарного законодательства.
В связи с непринятием мер по приведению бесхозяйных скотомогильников в состояние, отвечающее требованиям Ветеринарных правил, 05.11.2019 Амурским бассейновым природоохранным прокурором Губернатору Забайкальского края внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа и.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края от 28.12.2019 следует, что исполнительными органами принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона в сфере сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Забайкальского края.
Так, распоряжением Правительства Забайкальского края от 24.06.2019 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по оформлению в собственность Забайкальского края скотомогильников (биотермических ям).
В качестве одного из ответственных исполнителей за выполнение плана мероприятий "дорожной карты" является Государственная ветеринарная служба Забайкальского края.
В соответствии с сообщением Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 19.08.2020 согласно плану мероприятий "дорожной карты" по оформлению в собственность Забайкальского края скотомогильников (биотермических ям), утвержденному распоряжением Правительства Забайкальского края от 24.06.2020 N 213-р, скотомогильники на учет муниципальными образованиями Забайкальского края в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю в качестве бесхозяйных не поставлены. Финансовая поддержка органам местного самоуправления для проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, занятых скотомогильниками (биотермическими ямами) и на изготовление технических планов на бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы) в 2020 году не оказывалась.
По результатам прокурорской проверки установлено, что мероприятия по приведению в соответствие Ветеринарным правилам бесхозяйных скотомогильников Государственной ветеринарной службой не проводились, скотомогильники, находящиеся в муниципальной собственности, в собственность Забайкальского края не переданы.
Таким образом, при содержании скотомогильников (сибиреязвенных захоронений) нарушены требования Ветеринарно-санитарных правил.
Скотомогильник может создать угрозу заражения грунта территории земель населенных пунктов заразными для людей и животных инфекциями, что повлечет за собой болезни животных, массовые отравления населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об их удовлетворении, установив в ходе рассмотрения дела, что Правительством Забайкальского края и Государственной ветеринарной службой Забайкальского края не принимается необходимых мер по обращению бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Забайкальского края, в собственность Забайкальского края, что бесхозяйные скотомогильники и скотомогильники, находящиеся в собственности администраций сельских и городских поселений, в том числе содержащих сибиреязвенные захоронения, не соответствуют требованиям ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N27).
В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона (пункт 5).
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии с частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.
В силу пункта 8.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года N 56 (далее - Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10) почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля").
Пунктом 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений указанные органы, в том числе, проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности.
Согласно пункта 7.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный ветеринарный надзор, ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют единую электронную базу сибиреязвенных скотомогильников в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию. Федеральный орган исполнительной власти уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор, составляют и не реже 1 раза в 5 лет вносят изменения в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов.
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суды, исходя из того, что скотомогильники относятся к объектам недвижимого имущества, и в силу закона являются государственной собственностью, субъектами которой могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, административные ответчики обязаны обеспечить исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, отсутствие отвечающих требованиям соответствующих правил скотомогильников может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку административными ответчиками допущено оспариваемое бездействие при реализации полномочий.
Доводы административных ответчиков об обратном, в том числе об отсутствии императивных указаний, касающихся сибиреязвенных захоронений, основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии у административных ответчиков полномочий, предусмотренных статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку основания для принятия в муниципальную собственность спорного объекта не имеется.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - Правительство Забайкальского края распоряжается и управляет собственностью Забайкальского края в силу положений пункта 13 Положения о Правительстве Забайкальского края. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию скотомогильников (биотермических ям, сибиреязвенных захоронений) возложена на Правительство Забайкальского края и Государственную ветеринарную службу Забайкальского края.
Однако Правительством Забайкальского края и Государственной ветеринарной службой Забайкальского края не принимается необходимых мер по обращению бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Забайкальского края, в собственность Забайкальского края, что бесхозяйные скотомогильники и скотомогильники, находящиеся в собственности администраций сельских и городских поселений, в том числе содержащих сибиреязвенные захоронения, не соответствуют требованиям ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил.
Поскольку скотомогильники и сибиреязвенные захоронения должны соответствовать требованиями ветеринарных и санитарно-эпидемиологических правил, подлежат приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, судом возложена обязанность по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, а скотомогильников, содержащих сибиреязвенные захоронения в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников, с учетом требований СП 3.1.7.2629-10, ссылки административных ответчиков на то, что административным истцом не указано какие именно требуется провести работы для обустройства скотомогильников, являются несостоятельными.
Вступление в силу с 01.01.2021 года Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 года N 626, и утрата силы Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, не свидетельствует об освобождении административных ответчиков от возложенной судом обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями, установленными ветеринарными правилами, действующими на момент осуществления работ по обустройству скотомогильников.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 2 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.