Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Советского административного округа города Омска, поданную через суд первой инстанции 27 мая 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 апреля 2021 года
по административному делу N 2а-3264/2020 по административному иску садоводческого некоммерческого товарищества "Березовая роща" к администрации Советского административного округа города Омска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
садоводческое некоммерческое товарищество "Березовая роща" (далее - СНТ "Березовая роща") обратилось в суд с административным иском к администрации Советского административного округа города Омска (далее - администрация САО г. Омска) о признании незаконным отказа от 17 августа 2020 года N в выдаче разрешения на использование земельного участка под размещение площадки для установки мусоросборных контейнеров; обязании выдать разрешение СНТ "Березовая Роща" на использование земельного участка, ранее предоставленного согласно распоряжению главы администрации САО г. Омска от 23 августа 2019 года N 847, сроком на 1 год и включить сведения о данном земельном участке в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указало, что распоряжением главы администрации САО г. Омска от 23 августа 2019 года товариществу было выдано разрешение на использование прилегающего к садоводству земельного участка площадью 67 кв. м для установки мусоросборных контейнеров сроком на 1 год. Были предприняты меры по очистке, благоустройству и оборудованию контейнерной площадки.10 сентября 2019 года было издано распоряжение главы администрации САО г. Омска N 910 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов", далее сведения о данном земельном участке были включены в соответствующий реестр. За счет средств членов СНТ "Березовая Роща" было организовано бетонное основание, ограждение и беспрепятственный подъезд большегрузной техники к данному месту вывоза мусора. 30 июля 2020 года товарищество обратилось в администрацию САО г. Омска с целью продления действующего распоряжения об использовании земельного участка для размещения площадки для накопления твердых коммунальных отходов, на что был получен отказ.
Решением Первомайского районного суда города Омска от 28 декабря 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований: признан незаконным отказ администрации САО г. Омска, изложенный в письме от 17 августа 2020 года N, СНТ "Березовая роща" об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Возложена обязанность на административного истца повторно рассмотреть заявление СНТ "Березовая роща" от 30 июля 2020 года. В остальной части заявленные требования оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация САО г. Омска ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 апреля 2021 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на незаконность, необоснованность судебного постановления, нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что соответствующим административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги не предусмотрено продление ранее выданного разрешения, по истечении срока разрешения заявителю для предоставления муниципальной услуги необходимо вновь подавать в органы местного самоуправления полный пакет документов, исчерпывающий перечень которых и форма заявления утверждены регламентом. В заявлении председателя СНТ "Березовая Роща" указан объект для размещения площадки для ТКО не предусмотренный перечнем.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением главы администрации САО г. Омска N 847 от 23 августа 2019 года СНТ "Березовая роща" выдано разрешение на использование земельного участка в кадастровом квартале N, площадью 67 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для размещения элемента благоустройства территории (площадка для установки мусоросборных контейнеров) сроком на 1 год.
Распоряжением главы администрации САО г. Омска N 910 от 10 сентября 2019 года согласовано создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: "адрес", географические координаты N N.
24 декабря 2019 года распоряжением главы администрации САО г. Омска принято решение N1279 о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: "адрес", географические координаты N N
9 января 2020 года между ООО "Магнит" и СНТ "Березовая роща" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, где в приложении указано место расположения места образования отходов: "адрес".
30 июля 2020 года председатель СНТ "Березовая роща" обратился к главе администрации САО г. Омска с заявлением, где просил продлить разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером N площадью 67 кв.м, в соответствии с прилагаемой схемой для размещения действующей площадки под ТКО сроком на 1 год.
17 августа 2020 года Администрацией САО г. Омска принято решение об отказе в выдаче разрешения на основании подпунктов 2, 7 пункта 18 главы 12 регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
Разъяснено, что в заявлении указан объект, не предусмотренный Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г.; согласно схеме границ испрашиваемый земельный участок расположен вплотную к земельному участку с кадастровым номером N, что не соответствует СанПин 2.1.7.3550-19; также вплотную к запрашиваемому земельному участку размещен газопровод.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил в том числе из того, что перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 N1300, данный вид планируемого объекта не предусмотрен.
Суд апелляционной инстанции проверяя законность обжалуемого судебного акта не согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Таким образом, для случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешение на использование земельного участка не требуется.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее- Перечень видов объектов от 3 декабря 2014 г. N 1300).
Согласно пункту 4 указанного Перечня в него включены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункта 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 12 пункта 1.1 статьи 1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25 июля 2007г. N 45, к элементам благоустройства территории относятся площадки (детские, спортивные площадки, площадки для отдыха, для выгула и дрессировки собак, контейнерные площадки, площадки автостоянок, хозяйственные площадки).
Контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (пункт 2.7 пункта 1 Правил благоустройства).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Федеральный закон N89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее -Правила N1039)
Постановлением Администрации г. Омска от 13 июня 2019 года N 459-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (город Омск)".
Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения и установленные обстоятельства дела, выводы суда апелляционной инстанции о незаконности отказа административного ответчика по основанию указания в заявлении объекта, не предусмотренного Перечнем видов объектов от 3 декабря 2014 г. N 1300 являются правильным.
Доводы административного ответчика о том, что суд ошибочно применил к рассмотрению спорного заявления нормы постановления Администрации г. Омска от 13 июня 2019 года N 459-п подлежат отклонению как несостоятельные.
Положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае разрешение на использование земельного участка не требуется.
Вопреки указанному, отказ административного ответчика в согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов СНТ "Березовая роща", основан на административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов публичного сервитута", утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 18 августа 2016 года N 1023-п.
Проверяя иные основания отказа, суд апелляционной инстанции верно указал, что в силу пункта 6 Правил, в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
Таким образом, разрешение вопроса о соблюдении требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов относится к компетенции Управления Роспотребнадзора по Омской области, а не администрации САО г. Омска.
Обоснованно суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа в связи с размещением вплотную к запрашиваемому земельному участку газопровода, с учетом положений пункта 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878 и отсутствия какого-либо документального подтверждения об установлении границ охранной зоны газопровода и наличия ограничений (обременений) земельного участка.
Поскольку обстоятельства утверждения департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска схемы расположения земельного участка в интересах ФИО1 проведение ею кадастровых работ с постановкой земельного участка в измененных границах на кадастровый учет, равно как и наличие вступивших в законную силу судебных постановлений, не являлись основанием для отказа административному истцу в согласовании сохранения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, они не могут обосновывать законность принятого административным ответчиком решения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа административного ответчика по основаниям, изложенным в письме от 17 августа 2020 года N и обязании повторно рассмотреть заявление административного истца, учитывая, что оно рассмотрено в ненадлежащем порядке, определенным действующим законодательством.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на неверном понимании норм права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Иные доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не опровергают приведенные выводы суда апелляционной инстанции, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.