Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Евтифеевой О.Э, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Забайкальского края, поданную через суд первой инстанции 25 мая 2021 года, на решение Центрального районного суда города Читы от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года
по административному делу N 2а-6350/2020 по административному исковому заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения "Клинический медицинский центр г. Читы" к прокуратуре Забайкальского края о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Волковой А.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Клинический медицинский центр г..Читы" (далее - ГАУЗ "КМЦ г..Читы") обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Забайкальского края о признании незаконным представления заместителя прокурора Центрального района г..Читы от 22 июля 2020 года N 07-23(а)-2020. В обоснование заявленных требований указало, что прокуратурой Центрального района г..Читы проведена проверка исполнения законодательства административным истцо, в ходе которой установлено, что медицинскими работниками поликлинического подразделения N2 ГАУЗ "КМЦ г..Читы" Сиразетдиновой А.В. и Николаевой С.Ю. 6 мая 2020 года оказывалась медицинская помощь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, этими же работниками 10 мая 2020 года оказывалась медицинская помощь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также Николаевой С.Ю. и Игнатьевой А.Г. 6 мая 2020 года оказывалась помощь ФИО3 У пациентки ФИО1 7 мая 2020 года лабораторией ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" установлен положительный результат на !; аналогичные результаты установлены 10 мая 2020 года у ФИО3 16 мая 2020 года - у ФИО2 По результатам проверки было установлено, что вышеперечисленные работники относятся к группе риска заражения ! и имеют право на выплаты стимулирующего характера, что послужило основанием для вынесения в адрес истца заместителем прокурора Центрального района г..Читы А.Н. Горбатовым представления от 22 июля 2020 года N07-23(а)-2020, в котором, в частности, предлагается: безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению нарушений законодательства, недопущение их впредь; произвести перерасчёт выплат работникам.
Выражая несогласие с указанным представлением, полагая его незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца, указывает, что приказом главного врача "КМЦ г..Читы" N 249-3 от 12 мая 2020 года утверждено "Временное положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам КМЦ г..Читы, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена !, и лицам из групп заражения !", по согласованию с Министерством здравоохранения Забайкальского края. 2 июня 2020 года на базе консультативно-диагностического подразделения "КМЦ г..Читы" организовано "отделение диагностики !", в связи с чем, приказом главного врача от 2 июня 2020 года N 3361-3 Приложение N 2 Временного положения дополнено должностями "врач-рентгенолог" и "рентгенлаборант". Сотрудники, указанные в представлении прокуратуры, являются работниками административного истца и занимают следующие должности: Николаева С.Ю. - "данные изъяты"; Сиразетдинова А.В. и Игнатьева А.Г. - "данные изъяты".
Проверкой прокуратуры установлено, что медицинские работники Николаева С.Ю, Сиразетдинова А.В. и Игнатьева А.Г. контактировали с пациентами, у которых "в последствии" была выявлена !, на момент проведения "данные изъяты" у пациентов не был подтверждён диагноз ! В спорный период - 6 и 10 мая 2020 г..медицинские работники Николаева С.Ю, Сиразетдинова А.В. и Игнатьева А.Г. не были задействованы в работе по профилактике и снижению рисков распространения ! в "отделении диагностики !", соответственно, данные работники не оказывали медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом !, внесенным в информационный ресурс ! не являются лицами из группы риска заражения !, не являются работниками медицинской организации контактирующими в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом !, и работа которых не связана с биоматериалом, зараженным !, не занимают должности, которые включены в перечень должностей медицинских работников подразделений медицинской организации, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время. Право на установление стимулирующих выплат указанным работникам в спорный период времени отсутствовало. Вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом действующего законодательства, выразившемся в не установлении стимулирующих выплат врачам-рентгенологам и рентгенлаборантам в спорный период, противоречит требованиям действующего законодательства.
Решением Центрального районного суда города Читы от 24 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокуратура Забайкальского края ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Читы от 24 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года с направлением дела на новое рассмотрение. Полагает, что судебными инстанциями не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным доводам и доказательствам дать правовую оценку, разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
От Министерства здравоохранения Забайкальского края поступили возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Центрального района г. Читы проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ГАУЗ "КМЦ г. Читы". 22 июля 2020 года заместителем прокурора вынесено представление N07-23(а)-2020 об устранении нарушений трудового законодательства.
В представлении указано, что постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена !, и лицам из групп риска заражения ! за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена !, и лиц из групп риска заражения !, в соответствии с которыми медицинским работниками из групп риска заражения ! предусмотрены выплаты стимулирующего характера.
Установлено, что медицинскими работниками поликлинического подразделения N2 ГАУЗ "КМЦ г. Читы" Сиразетдиновой А.В. и Николаевой С.Ю. 6 мая 2020 года оказывалась медицинская помощь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, этими же работниками 10.05.2020 оказывалась медицинская помощь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также Николаевой С.Ю. и Игнатьевой А.Г. 6 мая 2020 года оказывалась помощь ФИО3
7 мая 2020 года у пациентки ФИО1 лабораторией ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" обследованием на ! установлен положительный результат на !. Аналогичные результаты установлены 10 мая 2020 года у ФИО3 16 мая 2020 года - у ФИО2
По результатам проверки заместитель прокурора пришел к выводу о том, что вышеперечисленные работники, контактирующие с пациентами, у которых впоследствии была установлена !, относятся к группе риска заражения ей, и, следовательно, имеют право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с действующим законодательством Представление N07-23(а)-2020 от 22 июля 2020 года содержит требования: безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению нарушений законодательства, недопущению их впредь: произвести перерасчёт выплат работникам; о результатах рассмотрения представления и мерах, принятых для устранения нарушений, а также причин и условий, им способствующим, сообщить в письменной форме в прокуратуру района в установленный законом месячный срок с приложением копий подтверждающих документов.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования о признании представления прокурора незаконным исходил из отсутствия основания для возложения на ГУАЗ "КМЦ г, Читы" обязанности по перерасчету выплат работникам на основании действующих нормативных актов и несоответствия оспариваемого представления требованиям, установленным Федеральным законом от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 утверждены "Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена !, и лицам из групп риска заражения !", действовавшие в момент возникновения спорных правоотношений (далее- Правила N 415). Постановление отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762.
В соответствии с пунктом 10 Правил N415 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых !, и лицам из группы риска !, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в установленных в указанном пункте размерах.
Согласно Правил N415 в целях стимулирования медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена !, и лиц из групп риска заражения ! Правительством Забайкальского края принято постановление от 09.05.2020 N145, которым выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена !, и лицам из групп риска заражения ! установлены: врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты); фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам- инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам- педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам- терапевтам участковым, врачам-пульмонологам); среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско- акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи; врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам); среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
В целях исполнения Правил N415, Постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 N145, приказом главного врача ГУАЗ "КМЦ г. Читы" N249-3 от 12.05.2020 утверждено "Временное положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена !, и лицам из групп риска заражения !", которым выплаты стимулирующего характера установлены сотрудникам консультативно-диагностического подразделения и поликлинических подразделений N1, N2, N3, N4, N5 и N6, а именно: врачам-терапевтам участковым, врачам-терапевтам, врачам-инфекционистам, заведующим терапевтическими отделениями - врачам-терапевтам, врачам клинической лабораторной диагностики, медицинским сестрам, медицинским сестрам участковым, медицинским сестрам ВОП, старшим медицинским сестрам, помощникам врачей-эпидемиологов, фельдшерам, фельдшерам- лаборантам.
Приказами главного врача ГАУЗ "КМЦ г. Читы" от 02.06.2020 во Временное положение внесены изменения, согласно которым доплата стимулирующих выплат установлена врачам-рентгенологам и рентгенлаборантам, работающим в отделении диагностики ! консультативно-диагностического подразделения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минздрава России от 6 мая 2020 г N16-3/И/2-5951, от 21 мая 2020 г. N 16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом ! внесенным в информационный ресурс ! в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения ! утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N373.
Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом !, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным ! в том числе: врачи-рентгенологи; врачи-патологоанатомы; врачи-эпидемиологи; помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий; средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) установлены стимулирующие выплаты работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с !, определены размеры указанных выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с ! и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с !, которые установлены пунктом 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что Николаева С.Ю, Сиразетдинова А.В. и Игнатьева А.Г. не являются медицинским работниками, которым локальным актом ГАУЗ "КМЦ г. Читы", установлены выплаты стимулирующего характера и которые входили в спорный период в перечень, определенный Правилами N415, судебные инстанции пришли к правильному выводу о незаконности представления заместителя прокурора Центрального района г. Читы от 22 июля 2020 года N 07-23(а)-2020.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, об отнесении указанных в представлении лиц к лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В данном случае не соблюдены правовые основания предоставления медицинским работникам выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам.
С учетом вышеприведенного правового регулирования стимулирующие выплаты, предусмотренные Правилами N 415, могут быть назначены определенным категориям медицинских работников осуществляющих свою деятельность в указанных условиях. При этом, судебными инстанциями подробно мотивированы выводы относительно отсутствия оснований для включения указанных в представлении лиц в указанные категории работников.
Иные доводы кассационного представления, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене судебного постановления, предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.